НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИЦ КАК ФАКТОР ПОКАЗАННОСТИ К ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ АЛКОГОЛЯ

В. Н. Шпаченко

Харьковский областной наркологический диспансер

* Публикуется по изданию:
Шпаченко В. Н. Стрессоустойчивость старшеклассниц как фактор показанности к первичной психопрофилактике зависимости от алкоголя // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 137–138.

Нами поставлена задача изучить влияние психоэмоционального состояния старшеклассниц на употребление алкоголя, используя тест цветового предпочтения М. Lusсher [1–5]. В процессе нашего изучения мы обращали внимание на характер типа реагирования, степени общей стрессоустойчивости. Было обследовано 114 девочек. Исследуемые не предъявляли каких-либо субъективных жалоб на здоровье, не обращались к психиатру, не состояли на учёте психиатра. Все они были активно приглашены для обследования перед началом цикла первичной психопрофилактики зависимости от алкоголя. Данные о выборах цветов представлены в нижеследующей табл. 1.

Таблица 1

Результат исследования цветового предпочтения (девочки, 8 и 10 классы)

Цвета Класс. Место выбора. Количество
Восьмой n = 56 Десятый n = 58
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8
1 (1) 4 4 7 12 11 8 7 3 1 8 5 5 10 13 7 9
1 (2) 4 4 6 11 9 11 8 3 3 6 3 10 8 10 12 6
2 (1) 12 12 9 10 6 2 4 1 11 8 12 9 8 5 3 2
2 (2) 11 9 5 14 9 3 4 1 11 7 8 14 10 4 2 2
3 (1) 9 12 10 7 9 6 1 2 13 18 6 6 6 6 2 1
3 (2) 7 14 14 7 7 5 2 0 10 19 11 3 5 6 1 3
4 (1) 10 8 11 9 6 4 4 4 14 9 18 9 2 3 2 1
4 (2) 7 15 13 4 9 2 3 3 18 11 10 8 4 3 1 3
5 (1) 13 9 10 8 5 6 3 2 12 9 8 14 6 4 3 2
5 (2) 16 6 11 14 3 4 1 1 12 10 12 8 5 7 2 2
6 (1) 1 2 1 7 6 10 16 13 2 1 3 4 5 7 25 12
6 (2) 2 1 0 3 4 15 18 13 1 1 1 4 4 8 27 10
7 (1) 2 3 2 2 4 9 11 23 1 2 3 2 9 4 11 26
7 (2) 2 2 3 1 3 6 09 30 2 4 7 9 17 12 3 4
8 (1) 5 6 6 3 9 10 9 8 5 2 3 8 13 15 6 6
8 (2) 7 6 4 2 10 12 10 5 2 4 7 9 17 12 3 4

Девочки восьмого класса на первое место выбирают зелёный, фиолетовый и жёлтый цвета (62,5%). Предпочтение фиолетового цвета (23%) говорит не только о затруднённой адаптации у этих девочек в силу возрастной слабости интеграции Я, но и неудовлетворительности социальной адаптации при богатом воображении (на втором месте в этом случае оказывается жёлтый). Зелёный цвет на первом месте у 25% сочетается с синим или фиолетовым, это подчёркивает пассивно-оборонительную позицию. Отсутствие должного опыта вызывает повышенную потребность в социальном одобрении. Основное число таких исследованных оказалось в группе восьмиклассниц. Чёрный цвет занимает нормативные места, отвергание красного составляет всего 15%. Десятиклассницы, как и девочки восьмого класса, оказывают явное предпочтение жёлтому, красному и фиолетовому цвету (25%, 24%, 22%). Отвергают — коричневый и чёрный (–6; –7). Мы расценили такой результат как стремление к независимости (у этих девочек мы почти не наблюдали отвергание основных цветов (только у 5).

Литература

  1. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов // Введение в психологию индивидуальности. — М.: Институт прикладной психологии. — 1998. — С. 191–236.
  2. Клар Г. Т. Тест Люшера. Психология цвета / Пер. с нем. — М., 1975.
  3. Klar G. Lucsher test. — Basel, 1964. — 2654 s.
  4. Джос В. В. Практическое руководство к тесту Люшера. — Кишинёв: Периодика, 1990. — 174 с.
  5. Клар Г. Т. Тест Люшера // Магия цвета. — Харьков: Сфера: Сварог. — 1996. — С. 43–145.


© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211