НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ: ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

О. В. Телерман

Харьковская медицинская академия последипломного образования,
кафедра психотерапии

* Публикуется по изданию:
Телерман О. В. В помощь родителям: игровая терапия детско-родительских отношений // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 134.

«Я не знаю, что мне с ним делать, как себя вести, он меня не слушается», «я была не такой, как он», «я не умею с ним играть»… С такими и им подобными запросами обращается к детскому психотерапевту большинство родителей. Неужели все проблемы в детях, которые « вдруг перестают слушаться и становятся агрессивными»? Может быть, дело не только в детях, но и в их взаимоотношениях с родителями? Обычно на такой вопрос взрослые отвечают: «Да какие могут быть проблемы? Я о нём всё время забочусь, не ругаю его…». Но кроме заботы, ребёнку требуется ещё один немаловажный фактор — игра. Дело в том, что от рождения и до школы именно игра обеспечивает ребёнку нормальное развитие. Проблема многих взаимоотношений мать–ребёнок заключается в том, что матери не умеют играть со своими детьми. Для родителей, отвечающих на вопрос о его игре с ребёнком фразами типа «он (ребёнок) не пускает меня в свою игру», «у меня не хватает фантазии на его игры», «я была другим ребёнком и играла в другие игры» была бы, на наш взгляд, эффективна игровая терапия детско-родительских отношений, которая строится на терапии ребёнка и обучении родителей. Эта терапия проходит в несколько этапов.

1 этап. Диагностическая оценка ребёнка и семьи, интервью о привязанностях для взрослых. Это интервью проводится преимущественно с матерью ребёнка, для того чтобы лучше понять отношения матери со своим ребёнком.

2 этап. Освоение основных умений родителями (чаще всего матерью) в консультационном режиме.

3 этап. Первоначальные 5–7 сессий, которые проводятся терапевтом в присутствии родителей, но без их участия.

4 этап. Обсуждение каждой сессии с родителями. При этом целесообразно предложить родителю завести дневник, в котором он будет записывать своё понимание произошедшей сессии и чувства, которые она у него вызвала.

5 этап. Игровые сессии родителя с ребёнком в присутствии терапевта, но без его вмешательства в игру.

6 этап. Обсуждение игровых сессий родителя с терапевтом — терапевт выступает в качестве супервизора.

7 этап. Перенос игровых сессий в домашние условия с последующим их обсуждением с терапевтом.

В завершение терапии происходит обсуждение произошедшего за это время, тестирование ребёнка, оговаривается возможность дальнейших встреч с терапевтом.

Показаниями к игровой терапии детско-родительских отношений являются:

Противопоказаниями к этой терапии могут быть:

Также хочется отметить тот факт, что такая терапия возможна не только в индивидуальном плане, но и в группах.

Литература

  1. Никитин Б. Л. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М., 1985.
  2. Оклендер В. Окно в мир ребёнка. — М., 1997.
  3. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М., 1990.
  4. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. — М., 1987.
  5. Игумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. — М., 2000.
  6. Axline V. Play therapy. — Boston, 1947.


© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211