НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

ВЛИЯНИЕ РЕАКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ КЛИНИЧЕСКОГО САНАТОРИЯ «ХАДЖИБЕЙ»

В. П. Прусс, Т. В. Данилова

Украинский Центр санаторно-курортной реабилитации детей с органическим поражением нервной системы

* Публикуется по изданию:
Прусс В. П., Данилова Т. В. Влияние реакции дезадаптации на организацию профессионального обучения детей-инвалидов в условиях клинического санатория «Хаджибей» // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 125–126.

Основу медико-педагогической реабилитации и профессионального обучения инвалидов детства с органическим поражением центральной нервной системы составляет повышение приспособительных возможностей организма, формирование внутренних психологических механизмов: восприятия, памяти, мышления, воображения, которые выступают основой закономерностей процесса овладения знаниями, умениями и профессиональными навыками, позволяющих успешно и качественно реализовать профессиональную деятельность. Реабилитация проводится согласно комплексной медико-педагогической коррекционной программе с учётом влияния реакции дезадаптации на организацию профессионального обучения, предусматривает вовлечение инвалида детства в процесс коррекции нарушенных двигательных функций и развития целостного восприятия индивидуального «Я», что способствует целемотивационной интеграции в социум.

С первых дней пребывания во Всеукраинском центре медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации, созданном на базе детского клинического санатория «Хаджибей», инвалиды детства подвергаются воздействию новых микросоциальных, терапевтических, климатических факторов, что вызывает разнообразные компенсаторно-приспособительные реакции всех физиологических систем организма. Наиболее сложно протекает адаптация к профессиональному обучению инвалидов детства с детским церебральным параличом ввиду повышенной раздражительности, утомляемости, эмоциональной неустойчивости. Поступление инвалидов детства во Всеукраинский центр можно отнести к смешанным вариантам психотравмы, так как оно несёт признаки острой (собственно поступление, включение в новую микросреду) и хронической (повторяющиеся лечебные процедуры в течение длительного курса лечения и профессионального обучения) психотравмы.

Способность сохранения в новых условиях среды оптимального состояния жизненных функций свидетельствует о реакции адаптации. Сложность адаптации к новым микросоциальным условиям в Центре рассматриваются как эмоциональный стресс, служащий пусковым фактором в развитии адаптивных сдвигов на различных условиях интегративной деятельности организма, что выражается в изменении поведения и нарушении эмоционального состояния. Эти признаки предшествуют последующим отрицательным проявлениям адаптационного периода вплоть до развития психической дезадаптации. Психическая дезадаптация рассматривается как выход психической адаптации за пределы нормальной психической регуляции. Учитывая вышесказанное, мы считаем целесообразным организацию профессионального обучения на базе клинического санатория «Хаджибей», поскольку многократное пребывание в санатории, знание условий проживания, организация лечебного процесса и отдыха создают инвалидам детства комфортные условия для обучения, способствуют снижению уровня реакции дезадаптации. Разработанная нами программа профессионального обучения предусматривает постоянный медицинский и психолого-педагогический контроль за организацией учебно-производственного процесса, что позволяет избежать перегрузки путём коррекции режима занятий, введения комплекса ЛФК в их структуру, изменения психодинамических форм организации и проведения производственной практики, индивидуальной формы обучения.

В Центре организовано обучение инвалидов детства по следующим специальностям: швея, оператор компьютерного набора, учётчик (регистрация бухгалтерских данных), обувщик по ремонту обуви.

При поступлении учащихся в Центр форма поведения, как адекватная для условий конкретной микросоциальной среды, изменяется. Признаки затруднённой адаптации к новым условиям проявлялись у обследованных инвалидов детства с момента поступления в Центр. Основным радикалом, наблюдавшимся у всех инвалидов детства при поступлении, являлась повышенная тревожность, ощущение беспокойства. Высокий уровень тревожности встречался у 55,1±5,9%, а низкий уровень тревожности встречался у 8,7±3,4% инвалидов (p < 0,001).

Для снижения уровня реакции дезадаптации мы предлагаем двенадцатидневный адаптационный этап определения и стабилизации соматоневрологического и психического состояния пациента. Психологическое обследование инвалидов детства проводилось с использованием батареи тестов и методик с учётом клинической симптоматики, макросоциального окружения ребёнка, его информированности о профессии, которую он выбирает. Для обучения в Центре преимущественное значение имеет уровень интеллектуального развития. Одним из наиболее известных дифференциально-диагностических критериев интеллектуальной недостаточности пациента выступает показатель его интеллектуального развития, получаемый с помощью психометрических тестов интеллекта. Чем ниже он у пациента, тем глубже степень его отставания в психическом развитии, тем ниже уровень его интеллекта, тем сложнее организация профессионального обучения, либо обучение профессии невозможно. В двенадцатидневный адаптационный период проводится медицинское обследование и психологическое тестирование. Повторное психологическое тестирование проводится через каждых 2 месяца, что составляет четыре обследования в течение 10 месяцев профессионального обучения. Анализ полученных результатов показывает снижение, по сравнению с последующими показателями, результатов первого обследования на 4–5 IQ. Пациенты испытывают сложности при обобщении, классификации и дифференциации предметов и понятий. Допускают ошибки при соотношении части и целого. Во время тестирования инвалиды детства с трудом сосредоточиваются на задании, легко отвлекаются, быстро утомляются, испытывают дискомфорт в общении. Обычно инвалиды детства предпочитают игру учёбе, эмоционально и интеллектуально инфантильны, недостаточно самостоятельны, робки, настороженно относятся ко всему новому. Учитывая адаптационный период, в Центре разработана программа социальной адаптации, состоящая из общекоммуникативного и социально-бытового аспектов, органично входящая в состав медико-педагогической реабилитации. Составлены рекомендации «Выявление и снижение реакции дезадаптации у детей с органическим поражением нервной системы на санаторно-курортном этапе лечения».

Таким образом, учитывая влияние реакции дезадаптации, при организации профессионального обучения повысился уровень развития профессиональных способностей, умений и навыков у инвалидов детства в период обучения во Всеукраинском центре.



© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211