НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХИАТРИИ

И. А. Бабюк, С. В. Титиевский, С. И. Найденко, И. Б. Рымарь, Г. Е. Сергеева, В. Н. Черепков

Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького,
кафедра психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и наркологии с курсом сексологии ФПО

* Публикуется по изданию:
Бабюк И. А., Титиевский С. В., Найденко С. И., Рымарь И. Б., Сергеева Г. Е., Черепков В. Н. Профессионально-деятельностный подход в преподавании психиатрии // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 113.

Ведущим в обучении врачей на кафедре психиатрии ФПО является программно-целевой принцип организации учебного процесса, характеризующийся тем, что содержание и организация педагогического процесса ориентированы на конечные цели в зависимости от квалификационных требований к врачам различных категорий.

Совершенствование высшего медицинского образования в Украине предполагает реализацию программно-целевого принципа организации учебного процесса на всех уровнях подготовки специалистов: додипломном и последипломном. Система программно-целевого управления качества подготовки специалистов (СПЦУ КПС), разработана и апробирована в Донецком государственном медицинском университете. Основным методологическим принципом её является профессионально-деятельностный подход с ориентацией обучения на конечные цели, т. е. на профессиональную деятельность.

Практическое здравоохранение Украины в настоящее время руководствуется международной классификацией (МКБ-10). Преподавание психиатрии с позиций МКБ-10 строится на основе профессионально-деятельностного подхода, который предполагает использование формирования профессиональных умений в качестве основной цели обучения. Основой указанного подхода является постулат об умении использовать знание в своей практической деятельности как критерии знания, а также об усвоении знаний в процессе деятельности.

В соответствии с вышесказанным, цель обучения должна удовлетворять следующим требованиям: 1) жизненность (т. е. соответствие потребности); 2) реальность (достижимость); 3) диагностичность (т. е. наличие чётких качественных характеристик).

Средством достижения цели обучения является содержание обучающей информации, излагаемой по программно-целевому принципу. Это обеспечивается тремя подходами к отбору информации: 1) матричным анализом; 2) построением графа предмета; 3) построением графа темы.

Матричный анализ предполагает следующее. Не могут преподаваться одновременно две взаимозависимые темы (одна должна предшествовать другой). Учитывается значимость данной темы для других тем, для других предметов, для формирования профессиональной деятельности.

Построение графа предмета и графа темы предполагает, что каждая цель должна быть обеспечена информацией, которая помогает эту цель освоить. Информация при этом располагается в соответствии с программно-целевым принципом, логикой той деятельности, на освоение которой она направлена.



© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211