НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ОСНОВА ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ПСИХИАТРОВ

И. А. Бабюк, С. В. Титиевский, С. И. Найденко, И. Б. Рымарь, Г. Е. Сергеева, Н. В. Побережная, Л. А. Гашкова, О. В. Шашков, Е. Г. Закревская

Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького,
кафедра психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и наркологии с курсом сексологии ФПО

* Публикуется по изданию:
Бабюк И. А., Титиевский С. В., Найденко С. И., Рымарь И. Б., Сергеева Г. Е., Побережная Н. В., Гашкова Л. А., Шашков О. В., Закревская Е. Г. Квалификационные характеристики как основа последипломной подготовки врачей-психиатров // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 113.

Сотрудниками кафедры психиатрии, психотерапии, медпсихологии и наркологии с курсом сексологии факультета последипломного образования ДонГМУ были в 2000 г. разработаны новые квалификационные характеристики врачей-специалистов и врачей 2-й, 1-й и высшей категорий.

Нужно отметить, что учебные цели и задачи на додипломном и последипломном уровне подготовки несколько отличаются. При обучении психиатрии студента медицинского ВУЗа упор делается на приобретение знаний, умений, выработку профессиональных навыков в рамках подготовки его как врача-лечебника, а, значит, целью является научить заподозрить наличие психической патологии, распознавать психическое расстройство у пациента и научить тактике ведения этого больного (когда, где и что с ним делать дальше). В системе же последипломной подготовки обучение должно соответствовать профессионально-квалификационным требованиям, существующим в практическом здравоохранении и предъявляемым к врачу-психиатру соответственно в категориях: врач-специалист, врач-психиатр 2-й, 1-й, высшей категории. Конкретные профессиональные требования должны находить своё отражение в квалификационных характеристиках каждого уровня последипломного образования. Нами определён объём профессиональных знаний и умений, которыми должен владеть психиатр высшей категории, чтобы справляться со всеми вопросами самостоятельно. Для врачей соответственно 1-й, 2-й категории и интернов определялся объём деятельности исходя из того, что они должны иметь тот же объём умений, но различную степень владения ими. А значит, врач, окончивший интернатуру, осваивает часть умений самостоятельно, а другую часть — с помощью консультанта более высокой категории.

В данной связи в качестве одного из основных принципов нами использован дифференцированный подход к составлению квалифицированных требований и клинических, а также соответствующих им тестовых задач по специальности «психиатрия».

Отличительным признаком квалификационных требований является системное отражение деятельности врача-психиатра как комплексной конечной цели его последипломного образования. Созданные нами квалификационные требования являются нормативным документом, который отражает:



© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211