НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ

В. В. Кришталь, Б. В. Михайлов

Харьковская медицинская академия последипломного образования,
кафедра психотерапии,
кафедра сексологии и медицинской психологии

* Публикуется по изданию:
Кришталь В. В., Михайлов Б. В. Концепция образования медицинских психологов // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 87–88.

В демократическом государстве существенно возрастает роль наук, изучающих влияние человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества — политической, экономической, культурной, медицинской и др. В связи с этим на первый план в них выдвигается проблема личности. И поскольку предметом медицинской психологии является в первую очередь психология личности больного, эта наука приобретает особое значение в решении проблемы охраны и восстановления здоровья человека. Это — объективное требование времени. Оно отражено в основополагающих принципах современной медицины: «лечить не болезнь, а больного», «нет болезни, есть больной».

В Украине на настоящем этапе её социального развития чрезвычайно высок уровень психоэмоционального напряжения населения. С этим связано существенное ухудшение психического здоровья популяции. В условиях социально-политической, экономической и идеологической нестабильности общества потеря старых и отсутствие новых ориентиров приводят к разочарованию населения в научно-медицинской системе представлений, формируются ориентации на религиозно-мистические, оккультные и паранаучные системы.

Современная медицинская психология — область психологии, представляющая собой систему междисциплинарных научных знаний и практической деятельности, объединенных общей целью изучения психологических аспектов здоровья личности и межличностных отношений как здорового, так и больного человека, причин и условий развития их нарушений и девиаций. В задачи медицинской психологии входят разработка эффективных методов психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, психопрофилактики, судебно-психологической экспертизы, деонтологии и психогигиены, а также организация медико-психологической помощи.

Медицинская психология базируется на медицинских, психологических, социологических и биологических знаниях и соответственно связана как с клиническими медицинскими дисциплинами (психиатрией, неврологией, сексологией, наркологией, терапией, хирургией, педиатрией и пр.), так и с медицинской социологией и судебной медициной.

Проблемы медицинской психологии разрабатываются разными специалистами, медиками и психологами, и это следует считать бесспорно положительным явлением, однако в то же время необходимо определить теоретические основы, общие принципы и подходы к изучению психического здоровья человека. Разные подходы привели к недостаточной унификации медико-психологической терминологии, к определённой разобщённости понятий, в частности, к неоднозначной формулировке даже основных из них, таких как медицинская психология и клиническая психология, патопсихология и психопатология, социальная психология. Не решён вопрос о том, кто должен быть медицинским психологом — врач или психолог. Между тем чёткое разграничение этих понятий, выделение частей и разделов медицинской психологии — необходимые условия успешного решения не только теоретических, но и важнейших практических её задач — повышения эффективности психодиагностических, психотерапевтических, психогигиенических, психопрофилактических, реабилитационных мероприятий, психологической экспертизы и в конечном счёте — задачи сохранения психического здоровья и формирования гармоничной личности с высоким уровнем адаптации в социуме.

Представляется целесообразным выделить четыре основные части медицинской психологии.

  1. Общая психология. Она изучает психические функции человека; биоритмы его психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и здоровье; сознательное и бессознательное в норме; психическое здоровье; психологию половых различий; возрастную психологию; межличностные отношения (микро- и макрогруппы); семью и её функционирование (здоровье семьи); адаптацию; психогигиену.
  2. Клиническая психология. Её разделы: общая и частная психопатология, включая семиологию и синдромологию; патопсихология, изучающая психологические механизмы нарушений психической деятельности; нейропсихология, изучающая морфо-функциональные корреляты нарушений психической деятельности; психоидентификация (во внеболезненной сфере) и психодиагностика (в сфере болезненных изменений психики) с помощью экспериментально-психологических методик.
  3. Психокоррекция — коррекция с помощью психотехник неболезненных изменений психической сферы.
  4. Медицинская этика и деонтология.

В системе адекватного формирования специалистов в области медицинской психологии следует считать принципиальным правильное смысловое наполнение основных дефиниций её разделов. В многочисленных современных руководствах, претендующих на освещение предмета медицинской психологии, происходит стихийное, неоправданное, лишённое реальной смысловой нагрузки смешение терминов и понятий «психопатология», «патопсихология», «психодиагностика» и «психокоррекция». Без чёткой смысловой идентификации этих понятий невозможно говорить о действительном становлении медицинской психологии как самостоятельной отрасли знаний и, соответственно, научно-практической дисциплине.

Изменение структуры заболеваемости в нашей стране в последние годы отражает значительный рост частоты психогенных по своей природе, соматизированных, психосоматических, нейросоматических заболеваний с хроническим течением и пограничных состояний. Этот рост происходит на фоне практически постоянного уровня заболеваемости психозами; отмечается также выраженный патоморфоз клинической структуры неврозов. Традиционные терапевтические подходы к этим заболеваниям требуют активизации личности, перестройки жизненных ориентации и категорий самооценки, что вызывает подчас психологический отпор и личностное неприятие больных, а нередко и негативное отношение к представителям официальной медицины.

В то же время наблюдается кризис биологических методов лечения, прежде всего — психофармакологии, в частности в терапии химической зависимости. Становится очевидной невозможность одними биологическими методами достигнуть стойкой и продолжительной реабилитации, ресоциализации, трудовой и семейной реадаптации психически больных. Здесь первостепенное значение приобретает система социально-психиатрической, психотерапевтической и медико-психологической служб, создание которой требует разработки её применения и развития. В настоящее время ещё нет необходимого чёткого взаимодействия этих служб. Пока не определена взаимосвязь между медико-психологической и психотерапевтической службами, между учреждениями психиатрической, наркологической и сексологической сети и другими специализированными и общими медицинскими службами, несмотря на то, что психологическая помощь является основным терапевтическим методом для большинства больных практически во всех сферах медицинской компетенции.

Доктрина медико-психологического образования должна основываться на исследовании таких важнейших проблем медицинской психологии, как взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней, формирование представления больного о своём заболевании, динамика осознания болезни, формирование адекватных личностных установок, связанных с лечением, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях; изучение психологического опосредования лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние пациента.

В круг проблем, исследуемых медицинской психологией, входят, как видно из приведённого выше определения её частей и разделов, психологические аспекты организации лечебной среды (поликлиники, стационара, санатория и т. д.), изучение отношений больных с родственниками, медицинским персоналом и друг с другом. В организации лечебных мероприятий большое значение имеют исследование закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной и профилактической работы, рациональное построение взаимоотношений участников терапевтического процесса, предупреждение ятрогений.

Оказание высококвалифицированной медико-психологической помощи населению требует дальнейшей разработки ряда таких актуальных проблем, как психодиагностика личности больного; больной и болезнь; болезнь и среда; соотношение сознательного и бессознательного при патологии; психосоматические и соматопсихические заболевания; психология больного при соматическом и психическом заболевании; психология в наркологии, в сексологии; нейропсихология, патопсихология; семья больного; психология общения врача, медицинского персонала и больного.

Нуждаются в разработке и важнейшие теоретические проблемы: соотношение биологического и социального, связь психики и деятельности мозга, психосоматическая проблема, проблема нормы и патологии в психике.

В качестве основы подготовки специалистов в области медицинской психологии должна быть принята трёхуровневая базисная модель.

Первый уровень — получение базового высшего образования по специальности «общая психология» согласно пятилетней университетской государственной программе (для лиц с базовым высшим гуманитарным образованием предусматривается получение второго высшего образования по этой специальности по сокращённой 2–3-х летней программе).

Второй уровень — последипломная подготовка (специализация) по медицинской психологии в высших учебных медицинских учреждениях (факультетах) последипломного образования.

Третий уровень — повышение квалификации с последующей аттестацией по квалификационным категориям в высших учебных медицинских учреждениях (факультетах) последипломного образования.

Основные направления развития медицинской психологии в Украине должны базироваться на концептуальной основе системного междисциплинарного подхода, учитывающего интегральное воздействие биогенных (соматогенных), макро- и микросоциогенных, психогенных и негативных социально-психологических факторов на здоровье человека.



© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211