НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И. Ф. Аршава, Э. В. Тихая

Днепропетровский национальный университет,
кафедра психиатрии, неврологии и медицинской психологии медицинского факультета

* Публикуется по изданию:
Аршава И. Ф., Тихая Э. В. Психотерапия при социальной дезадаптации подростков в условиях пенитенциарных учреждений // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 47–48.

В настоящее время всё больший интерес приобретает проблема ресоциализации подростков с криминальным поведением. Криминальная среда производит необратимые процессы в психике подростка. Причастность к антисоциальным группировкам, необходимость неукоснительного следования определённым нормам на фоне частого злоупотребления наркотиками и алкоголем приводит к формированию невротических и психотических расстройств личности [1]. Особенно это усугубляется в условиях воспитательных колоний. Вот почему таким подросткам нужна экстренная психологическая помощь, позволяющая приостановить деструктивные процессы развития психики до того, как они станут необратимыми. Помощь психолога должна быть комплексной, направленной на постепенное, поэтапное прохождение по пути социализации.

В предлагаемой статье отражены результаты работы по психологической адаптации воспитанников Павлоградской колонии для несовершеннолетних (Днепропетровская область) к условиям жизни по выходе на свободу.

Проводимый нами социально-психологический тренинг был направлен на снижение количества рецидивов преступлений, совершаемых несовершеннолетними, ранее отбывавшими срок наказания в местах лишения свободы.

Поставленная цель достигалась путём решения следующих задач:

  1. Формирования у воспитанника мотивации участия в тренинге.
  2. Разработки методики проведения занятий, которая бы поощряла ребят к самораскрытию и работе с психологом.
  3. Выработки подходов психотерапевтического воздействия в условиях жёсткого распределения ролей.

Повышение уровня мотивации к участию в тренинге обеспечивалось:

  1. Созданием ореола престижности участия в тренинге.
  2. Динамичностью смены деятельности в процессе групповых занятий.
  3. Созданием внутригруппового микроклимата, позволяющего подросткам чувствовать себя психологически комфортно.

Как показали результаты, самой важной в плане повышения мотивации выступала модель отношений, складывающихся в самой тренинговой группе. В работе Н. Максимовой [2] отмечается, что основной причиной формирования социально-дезадаптивного поведения подростка является фрустрация трёх основных социальных потребностей:

  1. Потребности в самоуважении.
  2. Потребности в признании значимыми взрослыми.
  3. Потребности в признании сверстниками.

Поэтому проводимая нами тренинговая работа была направлена на удовлетворение этих потребностей.

Решение второй задачи тренинга — разработки методики проведения занятий — осуществлялось путём обеспечения максимально комфортного микроклимата в группе с учётом внутриколонистской стратификации, т. е. кастовости.

Поддержание интереса в процессе тренинга достигалось сменой деятельности в течение каждого из занятий. Наиболее удачным средством, вызывающим эмоциональные реакции группы, выступили метафоры (смысловые песни, притчи, истории). Исходя из того, что индивидуальная деятельность воспитанников во многом предопределена бессознательным, в своей работе мы установить чёткую связь с их неосознаваемыми процессами через метафоры.

В качестве основного психокоррекционного средства нами была выбрана дискуссия.

Таким образам, каждое из занятий включало дискуссии, работу с метафорами, а на более поздних этапах — и ролевые игры.

Учитывая процессы стратификации, происходящие в колонии, нами был отобран актив группы, состоящий из колонистских лидеров и позволяющий поддерживать дисциплину и проводить работу внутри группы. С лидерами также проводилась дополнительная работа, направленная на коррекцию поведения и обучение их основным гуманистическим подходам психологической деятельности. Говоря иначе, жёсткие индивидуальные проявления, необходимые для выживания в среде ВК, несколько сглаживались и приобретали формы социально приемлемого поведения.

В числе основных проблем, с которыми мы столкнулись в ходе психологической работы с подростками, имеющими в анамнезе аддитивное поведение, можно выделить следующие:

  1. Эмоциональную нестабильность, когда малейший раздражитель может вызвать смену настроений, отказ от проводимой деятельности, негативные эмоциональные реакции, несанкционированную агрессию.
  2. Низкий уровень самоконтроля, когда у подростков возникают сложности с волевой регуляцией собственного поведения.
  3. Противоречивость самооценки и уровня притязаний, когда несмотря на неуверенность в своих интеллектуальных способностях, подростки проявляют завышенный уровень притязаний, что отражается в их рассуждениях, в выборе заданий (по сложности) в зависимости от успеха или поражения.

Исходя из проблематики психических особенностей воспитанников ВТК, наши тренинги были построены следующим образом.

На первом этапе происходило снятие агрессии участников тренинговой группы, что осуществлялось посредством решения задач, выявляющих лидеров, а также психометрических упражнений. Вторым этапом является повышение уровня доверия. На третьем этапе происходила основная психотерапевтическая и психокоррекционная работа, включающая методики, повышающие уровень самоконтроля, эмоционально-волевую регуляцию, а также мотивационно-потребностную сферу и ценностные ориентации. При этом использовались методики, изменяющие самосознание подростков, ориентирующие их на успех и умение решать проблемные ситуации. Четвёртый этап был заключающим в работе тренинга, в ходе которого проводилась итоговая рефлексия, анализировались и обобщались планы на будущее.

Результатом проведения тренинга являлись заметные изменения в поведении ребят — участников психологической группы. У ребят появился интерес к творчеству, к наукам. Многие из них стали учиться игре на гитаре, писать песни, стихи, интересоваться историей, изучением иностранных языков.

Исходя из проведённых нами наблюдений, следует расширить блок, посвящённый отработке механизмов целеполагания, а также увеличить количество методик психологической саморегуляции (обучение аутотренинговым элементам, направленному фантазированию).

Литература

  1. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 509 с.
  2. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 573 c.


© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211