НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В. А. Федосеев

Харьковская медицинская академия последипломного образования,
кафедра психотерапии

* Публикуется по изданию:
Федосеев В. А. Психологические особенности детей, подвергшихся неблагоприятному воздействию окружающей среды // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 43–44.

Многочисленные исследования, посвящённые изучению влияния окружающей среды на организм человека, указывают на различные нарушения функции центральной нервной системы, в том числе: памяти, внимания, мышления, эмоций, интеллекта и др. [1–8].

Нами обследовано 178 детей, проживающих в химически загрязнённом районе и 172 ребёнка, проживающие в относительно чистой в химическом отношении зоне.

Для определения степени интеллектуального развития нами была использована методика Векслера (детский вариант) в сокращённом виде с применением четырёх субтестов: двух вербальных (общей понятливости и арифметический) и двух невербальных (кубики Кооса и нахождения недостающих деталей на предложенных картинках).

У детей основной группы при исследовании II субтеста в подавляющем количестве случаев (87%) ответы оценивались в 1 балл. Высший балл по субтесту — 2 балла — встречался в 13% вопросов и 0 баллов отмечены в 5% вопросов. В контрольной группе преобладала оценка в 2 балла (52%), 1 балл получен при ответе на 42% вопросов и 0 баллов выставлен в 4% случаев. При оценке результатов тестирования выявлено, что максимальное количество баллов (40) не было достигнуто ни одним испытуемым. Достоверные результаты установлены только среди детей, получавших в результате тестирования 1 балл за ответ. Количества детей, получивших высшие и низшие оценки, в процентном отношении оказались приблизительно равными.

При проведении арифметического (III) субтеста установлено, что на первые шесть заданий правильные ответы получены в 62% наблюдений, на последние восемь количество правильных ответов значительно снижалось (36,7%) в основном за счёт необходимости лимитирования времени и повышенной истощаемости внимания.

Анализ VIII субтеста показал, что количество правильных ответов не превышало 54% у всех контингентов тестируемых. Попытка повторного исследования без подсказок ни у одного ребёнка не улучшила результата.

Анализ кубиков Кооса (IX субтест) позволил установить, что наилучшие результаты были получены при выполнении первых трёх заданий (71%). По мере усложнения условий количество правильных воспроизведений резко уменьшалось и при выполнении последних трёх с использованием всего набора цветных кубиков составило 32,6%.

Суммарный коэффициент интеллектуального развития составлял достоверно более низкие величины в обследуемом районе по сравнению с относительно чистым в экологическом отношении районом. Следует отметить, что снижение данного показателя ниже нижней границы нормы ни у одного ребёнка нами не выявлено, хотя детей с коэффициентом IQ близким к пограничным с умственной отсталостью цифрам в обследуемом районе выявлено в 2,5 раза больше. Кроме этого, в основном снижение показателя IQ было обусловлено более низкими оценками при выполнении субтестов невербального ряда.

Эти данные позволили нам выделить так называемый синдром пограничной интеллектуальной недостаточности, который помимо показателей IQ, близких к нижним границам нормы, характеризовался трудностями при выполнении домашних заданий, усвоения нового материала как в начальных классах школы, так и в подготовительных группах детских дошкольных учреждений.

С целью выявления дезадаптации нами исследовалось внимание детей обеих групп и качество памяти. С этой целью мы применили корректурную пробу.

Анализируя полученные данные, мы выделили три основных усреднённых результата.

Первую группу составили дети, у которых в процессе выполнения пробы при равномерном распределении и увеличении количества просматриваемых знаков отмечалось равномерное уменьшение количества ошибок в единицу времени. Эти дети расценены нами как здоровые, а результат — как хорошая врабатываемость. Во вторую группу вошли дети, у которых при уменьшении количества просмотренных знаков и увеличении времени просмотра отмечалось равномерное увеличение количества ошибок. Изменения, выявленные путём тестирования, характеризовались повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов и результаты их коррелировали с клинической картиной астенического синдрома, сопровождающего неврологическую патологию, выявленную нами в процессе исследования. К третьей группе мы отнесли испытуемых, у которых в процессе работы при неравномерности количества просмотренных знаков в единицу времени определялось такое же неравномерное количество ошибок.

При сравнении обследуемой и контрольной групп установлены достоверные различия преобладания детей, отнесённых ко второй и третьей группам в районах с химически загрязнённой атмосферой.

Для обнаружения возможности осуществления испытуемым счётных операций, исследования состояния устойчивости активного внимания, выявления степени затруднённости интеллектуальных процессов нами использовалась методика отсчитывания.

В отличии от предыдущего исследования мы, анализируя результаты методики отсчитывания чисел, выделили четыре группы испытуемых для удобства проведения статистической обработки полученных данных.

В первую группу вошли дети, выполнившие задание без ошибок. Во вторую — испытуемые, которые при выполнении задания допускали ошибки с пропуском десятков и в клинической картине которых преобладали ослабление и неустойчивость внимания. К третьей группе мы отнесли обследуемых детей, проявивших признаки интеллектуальной недостаточности и допускавшие ошибки в единицах. Четвёртую группу составили дети только с замедлением темпа отсчёта к концу исследования, проявляющие признаки выраженной утомляемости, снижения работоспособности. Ошибки, характерные для испытуемых третьей группы, мы наблюдали в основном у детей с признаками синдрома пограничной интеллектуальной недостаточности. Статистическая достоверность выявлена нами только в первых трёх группах. Равномерное снижение темпа к концу выполнения задания зарегистрировано приблизительно одинаково в обеих группах. Испытуемые, выполнившие тестирование согласно популяционным нормам, встречались достоверно чаще в контрольной группе детей.

Таким образом, по результатам проведения описанных выше трёх методик можно сделать вывод о преобладании в районах с повышенным содержанием в атмосфере вредных химических веществ состояний, которые ряд авторов описывают как астенический синдром. Полученные результаты статистически достоверно коррелируют с неврологическими проявлениями и в определённой степени подтверждают мнение ряда авторов о преимущественном поражении аффективно-волевой сферы, которая непосредственно связана с надсегментарными вегетативными центрами.

Литература

  1. Бердник О. В. Некоторые аспекты чувствительности детского организма к факторам окружающей среды // Актуальные проблемы гигиены детей и подростков: Материалы конференции — Харьков, 1995. — С. 19–20.
  2. Поліщук М. Г. Клініко-імунологічні аспекти катамнестичного обстеження дітей, які перенесли «хімічну екзогенну інтоксикацію» в м. Чернівці (диференційна діагностика та прогнозування). — Автореф дис. … канд. мед. наук. — Київ, 1995. — 27 с.
  3. Сорокина Н. С., Лобанова Е. А., Думкин В. Н. Функциональные расстройства нервной системы при воздействии органических растворителей // Медицина труда и промышленная экология. — 1994. — № 10. — С. 6–8.
  4. Кучма В. Р., Миннибаев Т. Ш., Башкирова М. А. и др. Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей в городе с развитой химической промышленностью // Гигиена и санитария. — 1994. — № 2. — С. 37–40.
  5. Коршунова Л. В., Сергеев В. А., Захарова Н. И. Психологические тексты в оценке эффективности применения лечебной гимнастики с элементами аутогенной тренировки в терапии детей с неврозами, неврозоподобными и церебрастеническими синдромами // Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины: Сборник научных трудов. — М., 1980. — С. 144–145.
  6. Арбузова В. Н., Проскурина Т. Ю. Эпидемиология и профилактика пограничных нервно-психических расстройств у учащихся старших классов // Охрана здоровья детей и подростков: Республиканский межведомственный сборник. — Киев, 1994. — Вып. 24. — С. 127–130.
  7. Дёмин В. Ф., Ключников С. О., Буркин А. И. и др. Состояние здоровья детей, проживающих в районе химического завода. Проблемы и возможные пути их решения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1994. — Т. 39, № 3 — С. 19–20.
  8. Даутов Ф. Ф., Ярулин И. А. Изучение связи между загрязнением окружающей среды и уровнем заболеваемости детского населения города // Гигиена и санитария. — 1993. — № 8. — С. 4–7.


© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211