НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

НЕКОТОРЫЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В. А. Абрамов, А. К. Бурцев, А. Л. Вольтфогель, Е. М. Выговская, Т. Л. Ряполова, С. Г. Пырков, Е. М. Денисов

Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького,
кафедра психиатрии

* Публикуется по изданию:
Абрамов В. А., Бурцев А. К., Вольтфогель А. Л., Выговская Е. М., Ряполова Т. Л., Пырков С. Г., Денисов Е. М. Некоторые клинико-психологические особенности детей и подростков с агрессивным поведением // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 40–41.

Согласно имеющимся литературным данным, с каждым годом увеличивается число детей и подростков (ДиП), исключённых из школы из-за вызывающего, агрессивного поведения. Жертвами агрессии чаще всего становятся младшие по возрасту дети и пожилые люди [1]. Расстройство поведения является наиболее частым психическим расстройством в ДиП возрасте, встречается более чем у 4% сельского и 9% городского населения в развитых европейских странах [2]. У детей младшего возраста основные проявления — стремление к разрушению, гневливость, драчливость, лживость, воровство. В подростковом возрасте присоединяются запугивание, злоупотребление психоактивными веществами, побеги из дома, поджоги [3]. У таких детей отсутствуют социальные навыки, необходимые для поддерживания дружеских отношений, чаще всего они довольно одиноки [4]. Актуальность проблемы объясняется и тем фактом, что до 40% детей с агрессивным поведением в возрасте 7–8 лет обнаруживают рецидивирующее делинквентное поведение к подростковому возрасту, а свыше 90% подростков с делинквентным поведением обнаруживали агрессивные тенденции в детстве. Последнее свидетельствует о постоянстве агрессивного поведения [5].

С целью выявления некоторых личностных особенностей ДиП с агрессивным поведением нами обследованы 106 подростков в возрасте 12–18 лет, состоящих на учёте в районных ИДН г. Донецка, а также обучающихся в спецучилищах для трудновоспитуемых. У 57 подростков девиантное поведение (ДП) не сопровождалось видимой агрессивностью, отмечались отказы от учёбы, уходы, бродяжничество, в ряде случаев злоупотребление психоактивными веществами. 49 подростков в связи с агрессивным поведением (АП) состояли на учёте в ИДН, часть из них (27 человек) были определены в спецучреждения для трудновоспитуемых.

Использованы клинико-анамнестический и экспериментально-психологический (методика Розенцвейга, тест цветовых выборов Люшера, опросника агрессивности и враждебности Басса-Дарки) методы исследования.

Основной особенностью личности детей с АП в дошкольном и младшем школьном возрасте является гиперактивность (гиперактивное расстройство с дефицитом внимания). Они производят много лишних, ненужных движений, не проявляют стойкого и направленного интереса к игровой деятельности, отличаются суетливостью и неусидчивостью. Дети не обнаруживают выраженной привязанности ни к родителям, ни к сверстникам, их эмоции грубы и бедны, отмечается бездумная жестокость, которая проявляется в отношении к животным и младшим детям. Часто обнаруживается мстительность, злопамятность; наказание воспринимается неадекватно: либо реакция отсутствует вовсе, либо возникает крайне брутальная аффективная вспышка с агрессией. У них рано проявляются расторможение и извращение влечений и инстинктов, что находит своё выражение в неразборчивости к пище, прожорливости, нечистоплотности.

Исследование методикой Розенцвейга показало низкий коэффициент групповой конформности (35,2±6,1%) в группе ДиП с АП и более высокий (65,1±5,2% и выше) у лиц с ДП. В первой группе преобладали реакции экстрапунитивной направленности, различия достоверны (p < 0,05). Эти данные свидетельствуют о низкой фрустрационной толерантности лиц с АП. Результаты исследований личности ДиП двух групп методикой Люшера свидетельствуют о том, что среди лиц с АП достоверно чаще (p < 0,05) наблюдается перемещение в конец ряда красного и жёлтого цветов — это свидетельствует об утомляемости, отсутствии интереса к работе и её результатам, кроме того, в группе лиц с АП наблюдалось достоверно чаще расположение чёрного, коричневого и серого цветов на первых позициях, последнее свидетельствует о массе психологических проблем и труднопрогнозируемом поведении. Cравнение показателей, характеризующих степень агрессивности (тест Басса–Дарки), выявило достоверно высокие (во всех случаях p < 0,05) показатели раздражения (84,5±3,3), обиды (76,3±4,3), негативизма (77,4±5,1) у лиц с АП, последнее свидетельствует о недостаточности адаптационных возможностей, агрессивном и враждебном поведении, склонности к импульсивным действиям.

Таким образом, приведённые данные свидетельствуют о достоверности таких личностных свойств, как гиперактивность и дефицит внимания в раннем возрасте, раннее выявление таких детей позволит наметить пути профилактики АП. Понимание некоторых личностных особенностей лиц с АП позволит наметить дифференцированный подход при коррекции поведенческих расстройств.

Литература

  1. Spender Q., Scott S. Conduct disorder // Curr. Opinion Psychiatry. — 1996. — Vol. 9. — P. 273–277.
  2. Rutter M., Cox A., Tupling C., Berger M., Yule W. Attainment and adjustment in two geographical areas // British Journal of Psychiatry. — 1975. — Vol. 126. — P. 493–509.
  3. Королёв В. В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. — М.: Медицина, 1992. — 208 с.
  4. Kazdin A. E. Conduct disorders in childhood and adolescence. — London: Sage, 1995.
  5. Farrington D. P. The development of offending and antisocial behaviour from childhood: key findings from the Cambridge study in delinquent development // J. Child Psychol. Psychiatry. — 1995. — Vol. 36. — P. 29–64.


© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211