НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Журнал «Медицинские исследования»
Том 1, выпуск 1, 2001

РЕАБИЛИТАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПСИХИАТРИИ

М. М. Кабанов

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева

* Публикуется по изданию:
Кабанов М. М. Реабилитация в контексте психиатрии // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 9–10.

Истоки реабилитационного направления в медицине можно проследить с давних времён. Принято, однако, считать, что современное понимание этой сложной и развивающейся концепции получило своё начало в годы Второй мировой войны. Положения «общей реабилитологии», несомненно, оказали влияние на концепцию реабилитации психически больных, имеющей свою историю развития и специфику. Эта специфика обусловлена, в первую очередь, большим значением социальных факторов в психиатрии, послужившим основанием для употребления понятия «социальная психиатрия» — понятия спорного, дающего возможность некоторым психиатрам противопоставлять социальную психиатрию клинической.

До настоящего времени существует различное понимание сущности реабилитации, которая многими специалистами рассматривается как совокупность различных воздействий и мероприятий, проводимых обычно после окончания соответствующего лечения.

В настоящее время реабилитация понимается как система различных мероприятий (государственных, экономических, медицинских, психологических, социальных и других), направленных не только на оптимальное приспособление больного (инвалида) к жизни и труду, но и на предупреждение того или иного дефекта (инвалидности). Этот профилактический аспект реабилитации нередко игнорируется, что приносит ущерб её теории и практике.

Реабилитация представляет собой не только конечную цель — восстановление личного и социального статуса больного (полное или частичное), не только процесс, ускоряющий саногенез, имеющий свои нейрофизиологические и психологические параметры, но и метод подхода к больному человеку, характеризующийся четырьмя принципиальными положениями: принцип партнёрства; разносторонность (разноплановость) усилий, воздействий и мероприятий, направленных на разные сферы жизнедеятельности реабилитируемого; принцип единства биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и др.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) методов воздействия; ступенчатость.

Реабилитация как концепция, требующая синтеза (интеграции) различных знаний — медицинских, психологических, социальных, — открывает новые пути для пересмотра ряда теоретических положений психиатрии.

Реабилитация определяется как динамическая система взаимосвязанных компонентов (медицинских, психологических, социальных), направленная на достижение конечной цели (восстановление статуса личности).

Современная концепция реабилитации начинает также оказывать влияние на разработку нового понимания клиники различных заболеваний.

Клиника психических заболеваний в последние десятилетия характеризуется выраженным патоморфозом. Это явление имеет полифакторный характер; в ряду вызывающих его причин важную роль играют социально-опосредованные факторы.

Концепция реабилитации, предусматривающая интегративный подход к больному с использованием всех параметров его жизнедеятельности, даёт новый импульс для развития клинического направления, опирающегося на богатый опыт и детально разработанный материал многочисленных клинических исследований прошлых десятилетий. В связи с задачами реабилитации вновь и в большем объёме поднимается вопрос о функциональном диагнозе в психиатрии (впервые поставленный в отечественной литературе в 30-х годах Т. А. Гейером и Д. Е. Мелеховым). Функциональный диагноз состоит из нозологической, психологической и социальной частей.

Врачу при реабилитационном подходе к больному важно знать не только «название» болезни (нозологический и синдромологический диагноз), но и у кого (какой личности) и в какой среде (имеется в виду социальная микросреда) эта болезнь возникает. Современные формы психотерапии, как индивидуальной, так и групповой, не могут применяться адекватно без адресованности к личности больного; то же можно сказать и о современных формах социотерапии.

От традиционных терапевтических подходов реабилитация отличается требованием выработки совместными усилиями врача (и всего персонала) и больного (и его окружения, в первую очередь семейного) качеств, помогающих его оптимальному приспособлению к социальной среде.

Представление о стадиях реабилитации даёт деление процесса на последовательные этапы: восстановительное лечение, реадаптация и реабилитация в прямом смысле этого слова.

На первом этапе — восстановительного лечения — задача состоит в профилактике дефекта, госпитализма, инвалидности (или их компенсации); на последующих этапах задача заключается в приспособлении индивидуума к жизни и труду, в рациональном бытовом и трудовом устройстве, в создании благоприятной психологической и социальной микросреды (что, конечно, служит задачам профилактики, но уже т. н. «вторичной» или «третичной»).

Реабилитация — это не только оптимизация лечения, как это иногда полагают, хотя бы потому, что её мероприятия направлены не только на самого больного, но и на его окружение, в первую очередь на семью. Отсюда громадное значение групповой (психо)терапии, семейной терапии, терапии средой (milieu therapy). Концепция реабилитации имеет тесную связь с такими современными направлениями (концепциями), как резиденциальная терапия, реинтегративная терапия и терапевтическое сообщество (therapeutic community). Эти концепции предусматривают лечебно-восстановительную (по существу — психотерапевтическую) работу с акцентом на медико-педагогические и медико-социопсихологические приёмы.

Таким образом, понятие «лечение» в свете концепции реабилитации также наполняется новым содержанием. Ещё в 30-е годы В. Н. Мясищев сближал психотерапию, которой отводится огромная роль в комплексе реабилитационных воздействий, и медицинскую педагогику.

Мы отличаем «групповую терапию» (использование влияния группы при любой работе с больными — например, при занятиях лечебной физкультурой) от «групповой психотерапии», с которой сближается и «семейная психотерапия». Но это различие носит очень часто условный характер.

В связи с меняющимися представлениями о сущности лечения становится иным значение этических аспектов в медицине, особенно в психиатрии. Недооценка традиционалистской психиатрией роли этих аспектов — одна из наиболее важных причин, приведших к появлению т. н. антипсихиатрии, т. е. к практическому отрицанию медицинской модели психического заболевания. Этико-деонтологические положения до настоящего времени в психиатрии разработаны слабее, чем в каких-либо других областях медицины. В связи с рядом обстоятельств, среди которых определённое значение имеет и концепция реабилитации, этические требования являются сейчас не только гуманным принципом, но и становятся своего рода терапевтическим инструментом.

Перечисленные положения свидетельствуют о меняющейся тактике и стратегии врача-психиатра в диагностике и лечении.

Необходимо создание иных форм подготовки специалистов — психиатров, медицинских психологов, социальных работников. Причём особенно важно отметить необходимость слаженной и координированной работы специалистов различного профиля. В этой работе должны соблюдаться принципы партнёрства и «терапевтической команды».

Таким образом, реализация концепции реабилитации в современных условиях требует формирования новой профессиональной психиатрической парадигмы, разработки и внедрения новых организационных форм оказания медицинской помощи и адекватного изменения системы подготовки кадров, участвующих в оказании помощи больным с психическими расстройствами.



© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211