НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

ВЛИЯНИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ

К. Р. Брагина, О. С. Симанкова, И. Н. Стрельникова

* Публикуется по изданию:
Брагина К. Р., Симанкова О. С., Стрельникова И. Н. Влияние психотравмирующих факторов на развитие психосоматических расстройств у студентов // Український вісник психоневрології. — 2002. — Т. 10, вип. 1 (додаток). — С. 164.

* Тезисы доклада на II Национальном конгрессе неврологов, психиатров и наркологов Украины «Психоневрология XXI века» (Харьков, 11–14 июня 2002 г.).

Целью работы явилось изучение в условиях естественного эксперимента психотравмирующих социально-психологических факторов, приводящих к формированию психических и психосоматических расстройств у студентов, для чего нами было проведено динамическое комплексное исследование студентов младших курсов ХГМУ. При поступлении в вуз у большинства молодых людей, пришедших на учёбу со школьной скамьи, происходит нарушение школьного стереотипа. Этот период играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов высшей нервной деятельности организма. От него во многом зависит, будет здоровым студент или нет. Сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка и поступление в университет происходят за короткий срок, что связано с большим умственным напряжением и нагрузкой на центральную нервную систему. Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия. В особо неблагоприятных условиях, предъявляющих повышенные требования к уровню психического и соматического здоровья, находятся студенты младших курсов, что связано с рядом факторов. Прежде всего, это переход от школьной системы обучения к вузовской системе самообучения. В результате исследования установлено, что более 2/3 студентов предъявляют жалобы на состояние своего здоровья, среди которых преобладают астенические проявления, связанные с недостаточностью церебральной гемодинамики: головные боли, повышенная утомляемость, нарушения сна, у 20% студентов был установлен диагноз вегето-сосудистой дистонии. Более половины всех обследованных имели нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, в большинстве случаев возникшие за время обучения в вузе. Проведённый корреляционный анализ позволил нам установить значительную связь между степенью психоэмоционального напряжения, связанного с учёбой, и распространённостью возникших у студентов психосоматических заболеваний.



© «Новости украинской психиатрии», 2005
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211