НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

В. Л. Гавенко, Ю. В. Одинец, Л. В. Колотева, И. И. Картенева, Е. М. Жидких, В. Н. Кузьминов

* Публикуется по изданию:
Гавенко В. Л., Одинец Ю. В., Колотева Л. В., Картенева И. И., Жидких Е. М., Кузьминов В. Н. Влияние плавания на психическое и физическое развитие детей // Актуальные проблемы, современные достижения психоневрологии, их медико-технические аспекты в основных разделах и практике медицины: Тезисы областной научно-практической конференции. — Харьков, 1985. — С. 217–218.

Под нашим наблюдением находилось 53 ребёнка, занимающихся плаванием (основная группа), и 10 детей, не занимающихся плаванием. Контрольная группа исследования проводилась в 16-й городской детской больнице, обучение плаванию проводилось согласно методике Н. Гутерман (1936 г.). Обследование проводилось в возрастные периоды 3, 6, 9, 12 мес., а ряд показателей изучался до 5,5 лет.

В процессе исследования среди детей основной группы были выделены подгруппы: 1) Дети, занимающиеся плаванием регулярно: в возрасте до 3-х месяцев — 15; в возрасте после 3-х месяцев — 10. 2) Дети, занимающиеся плаванием нерегулярно: в возрасте до 3-х месяцев — 18; в возрасте после 3-х месяцев — 10.

Помимо общеклинических обследований в указанные возрастные периоды, проводилась оценка показателей физического развития (массы, роста, окружности головы и грудной клетки). Для оценки психического развития, кроме общепринятых показателей оценки сроков появления интереса к игрушкам, речи и т. д., использовались специальные адаптированные к определённому возрасту тесты, в частности использована методика изучения психического развития у детей 5–6 лет.

Статистическая обработка полученных данных и их анализ показал, что дети, занимающиеся плаванием, имеют более высокие показатели роста, окружности головы и грудной клетки уже к 6–9 мес. жизни, особенно они выражены к 9–12 мес. жизни, что свидетельствует о благотворном влиянии плавания на интенсивность развития силы, костно-мышечной системы и другие процессы. Регулярно плавающие дети начинают раньше ходить, у них меньший уровень заболеваемости. Особенно благотворное влияние отмечается на психическое развитие детей, что проявляется в более раннем формировании улыбки, дети раньше начинают гулить, в более ранние сроки формируется игра игрушками. Наряду с этим следует учитывать, что одновременно идёт процесс обучения ребёнка, усложнение деятельности и её психической регуляции, в ходе которого происходит процесс общения со взрослыми и который является важной специфической для человека формой психики. Таким образом, создаются условия, способствующие ускорению возникновения и развития психики ребёнка.

Дети, не занимающиеся плаванием, чаще отвлекались, темп мышления у них был несколько замедлен, осмысливание реакций на вопросы возникало позже, вопросы нередко приходилось повторять. Более выражены были вегетативные реакции, отмечалась эмоциональная неустойчивость, быстрое развитие явлений утомления, иногда отмечалась репродуктивная амнезия. Чем более сложные тесты на осмысление, понимание содержания сюжетных картинок предъявлялись детям, тем более выраженные различия обнаруживались. Данные результаты имеют тем более важные значения, что предлагаемая реформа образования предусматривает обучение детей в школе с 6-летнего возраста, что делает необходимым использование всех резервов более раннего физического и психического развития детей, укрепления их здоровья и одновременного снижения заболеваемости.



© «Новости украинской психиатрии», 2004
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211