НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

РОЛЬ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ГЕНЕЗЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В. В. Слюсарь, Л. М. Гайчук, Т. А. Серик

* Публикуется по изданию:
Слюсарь В. В., Гайчук Л. М., Серик Т. А. Роль микросоциальной среды в генезе делинквентного поведения подростков // Актуальні питання дитячої психіатрії в Україні: Матеріали республіканської конференції дитячих психіатрів «Реформа психіатричної допомоги дитячому населенню України». — Харків, 1999. — Вип. 2. — С. 204–206.

Современное состояние общества отечественными и зарубежными психологами, социологами, психиатрами оценивается как кризисное. Причины этого усматриваются в победе иррациональных начал: развития технократической цивилизации с присущей ей дегуманизацией жизни, автоматизацией и механизацией, а вместе с ними и утратой активного коммуникативного труда. Спонтанность и естественность человеческого поведения сменились монотонностью, униформностью, запрограммированностью, произошёл разрыв «исторического континуума»: во все предшествующие века ценности, взгляды, идеалы людей одного возраста были схожи, теперь они меняются уже в рамках одного поколения, падает ценность исторического опыта, утрачена связь времён и поколений. Отмечается кризис в области нравственности и морали, деградация ценностей, кризис института семьи — переход от патриархальных или матриархальных позиций на паритетные начала, отсутствие предсказуемого будущего.

Все вышеуказанные процессы, как и всегда в обществе, наиболее значимы для детей и подростков. В жизни подростков происходят быстрые перемены, осознание которых не всегда сопровождается появлением способности адекватной ассимиляции происходящих событий и соответствующей адаптацией к ним.

Известен широкий диапазон факторов, влияющих на психическое здоровье детского и подросткового населения. Среди них много таких, которые обладают психогенными свойствами. Выделение активных психогенных этиологических начал составляет одно из приоритетных научных направлений.

В ряду факторов, имеющих первостепенное значение для формирования психического здоровья детей и подростков, важное место занимает семья как непременная среда их жизнедеятельности. Определение значимости отдельных параметров семьи в нарушении психического здоровья подростков — один из способов расшифровки причинно-следственного механизма роста психических заболеваний среди молодёжи.

Отрицательный психологический климат, как правило, извращает или подавляет отдельные личностные качества, ухудшает психическое и общее здоровье, формирует и усугубляет психическую и социальную дезадаптацию подростков.

Исходя из вышеизложенного, нами проведён анализ взаимосвязи формирования расстройств личности, нарушений поведения подростков с неблагоприятными семейными условиями.

Нами было обследовано 210 подростков обоего пола, совершивших противоправные действия, и 111 их правопослушных сверстников.

Анализ анамнестических сведений показал, что такой фактор риска развития пограничной психической патологии, как негармоничная семья, встречается у 7,7% учеников обычных школ и 79% подростков-преступников. Большое число школьников (81%) считают, что родители занимаются их воспитанием достаточно; 6,9% учащихся страдает от гиперопеки; воспитанники колонии для подростков-преступников наоборот отмечают, что родители мало уделяют внимания их воспитанию (28%) или вообще ими не занимаются (70%).

Актуальной проблемой является отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. Лишь 24,3% опрошенных старшеклассников и 10% подростков-преступников указывают на полное понимание родителями их поступков. 4,1% школьников, 70% подростков-преступников отмечают, что их родители никогда их не понимают и не хотят понимать. При этом 17,0% школьников, 70% подростков-преступников считают для себя авторитетом своих родителей, а остальные отдают предпочтение матери (52,1%) или отцу (42,6%).

Социальная незрелость подростков приводит к тому, что, страдая от недостатка взаимопонимания со стороны родителей, большинство (52,9%) всё-таки советуются с родителями, 43,6% — с друзьями, 26,6% принимают решение самостоятельно. Тогда как только 20% подростков-преступников учитывают мнение родителей, 10% — друзей, 80% принимают решение самостоятельно.

Проблема раннего (подросткового, юношеского) алкоголизма остаётся актуальной до настоящего времени. В ходе обследования установлено, что 69,4% старшеклассников и 10% подростков-преступников отмечали, что употребляют спиртные напитки очень редко или совсем не употребляют; 25,0% школьников, 20% подростков-преступников — 2–3 раза в месяц, 68% воспитанников воспитательно-трудовой колонии (ВТК) злоупотребляют алкоголем.

Одной из причин «алкоголизации» подростков является «пример» родителей, которые у 80,1% школьников в той или иной мере употребляют спиртное, у 89% подростков-преступников употребляли часто.

Курение распространено среди обследуемых школьников в 16,2% случаев, воспитанников ВТК — 70% случаев. Большинство курящих подростков отметили, что они выкуривают до 10 сигарет в день, а 2,8% старшеклассников указывают, что выкуривают более 10 сигарет в день.

Изучая личные дела и беседуя с подростками-правонарушителями, мы отмечали некоторые особенности их жизни на свободе. Многие подростки, возвращаясь к особенностям своей жизни до попадания в колонию, отмечали, что в семье они были «предоставлены сами себе», «родители больше думали о своих проблемах, а я их не интересовал»; учёба в школе — это просто «пустая трата времени»; почти все они считают, что в свободное время были «предоставлены сами себе» — отсюда попытки «уйти от себя», от негативизма социального окружения, приводящего к употреблению алкоголя и наркотических веществ.

Лишившись полноценного внимания родителей, что наиболее остро переживается подростками с лабильным типом акцентуации характера, не зная, куда себя деть, вслед за неудавшимися попытками приобщившись к употреблению наркотиков и алкоголя, что присуще подросткам с истероидным типом акцентуации, и в то же время стремясь подчинить себе и завоевать любой ценой власть над сверстниками — этим отличаются подростки с психопатоподобным типом акцентуации, будущие правонарушители всё-таки искали способ самоутверждения и находили его в совершении противоправных действий, детерминируемых определёнными целями, входящими в систему ценностных ориентаций личности.

Таким образом, ранние лишения и дефекты воспитания в так называемых «неустойчивых семьях», разногласия между родителями, которые могут страдать физическими или психическими расстройствами, жестокое и грубое обращение приводят к формированию расстройств личности у подростков, отчуждению от родителей; сочетание недостаточной родительской любви и минимального внешнего контроля порождает малолетних правонарушителей.



© «Новости украинской психиатрии», 2004
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211