НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ХАРЬКОВЧАН

А. А. Сердюк

* Публикуется по изданию:
Сердюк А. А. Структура мотивации потребления алкоголя в различных возрастных группах харьковчан // Проблеми екстремальної психіатрії: Матеріали науково-практичної конференції «Платоновські читання». — Харків, 2000. — С. 83–84.

На современном этапе, в результате существенного разрыва между социально значимыми целями и доступными средствами для их достижения возникает ситуация тотального социального стресса у населения Украины. Лица разного возраста по-разному реагируют на социальный стресс. Значительная часть людей обращается к стратегиям аддиктивного поведения, таким как употребление алкоголя.

В рамках международного исследовательского проекта «Динамика и социокультурный механизм распространения наркотиков в Харьковском регионе», было проведено изучение мотивации потребления алкоголя (МПА) по модифицированной нами методике В. Ю. Завьялова (1988). Исследование проводилось в 5 выборочных совокупностях по 500 единиц наблюдения каждая, состоящих из мужчин в возрасте около 20, 30, 40, 50 и 60 лет соответственно. В результате были получены следующие репрезентативные данные.

Отмечены наиболее высокие усреднённые показатели мотивационного напряжения в группе потребителей спиртного 20 лет (8,43) и наиболее низкие в группе потребителей 40 лет (5,31). В группе потребителей 30 лет этот показатель составил 6,49; 50 лет — 5,98 и 60 лет — 5,46. Этот показатель косвенно свидетельствует о генерализации в сознании людей потребности в алкоголе.

В структуре алкогольной мотивации во всех группах безусловно доминируют мотивы социальной триады — традиционные (наиболее выражены у всех групп), субмиссивные (мотивы подчинения групповому давлению, очень слабо выражены в группе 40 летних потребителей алкоголя) и псевдокультурные (выражают стремление приспособиться к нормам алкогольной микросреды, наименее выраженные из мотивов социальной триады, лишь в группе 40 лет они выражены более чем субмиссивные).

Мотивы психологической триады, у всех групп выражены менее чем социальные. Атарактическая мотивация (снятие неприятных переживаний алкоголем) у лиц 30, 40, 50 и 60 лет выражена более всего. В группе потребителей 20 лет психологическая мотивация выражена гораздо сильнее, чем в остальных, и в её структуре доминируют гедонистические мотивы. Мотивы гиперактивации поведения одинаково слабо выражены у всех групп, и лишь в группе 20 лет интенсивность их выше, чем в остальных группах. В целом отмечена следующая закономерность — чем моложе респонденты, тем сильнее у них выражена психологическая мотивация потребления алкоголя.

Мотивы патологической триады имеют наименьшую выраженность у потребителей всех возрастов, за некоторыми исключениями. В группе 60 лет аддиктивная мотивация (патологическое влечение) выражена сильнее мотивов психологической триады. В целом в структуре патологической мотивации доминируют похмельные мотивы, затем по своей выраженности следуют аддиктивные мотивы, а мотивы самоповреждения выражены менее всего у потребителей алкоголя всех возрастных групп.

Адрес для переписки:
aserdyuk@mail.ru


© «Новости украинской психиатрии», 2001
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211