УСПЕХИ НЕЙРОХИРУРГИИ ПРИ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ЭМБРИОНАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ТКАНИ

В. И. Сипитый, В. А. Пятикоп, Г. С. Лобынцева, В. А. Чмут, Б. Д. Гунько, Я. В. Орехов

Сипитый В. И., Пятикоп В. А., Лобынцева Г. С., Чмут В. А., Гунько Б. Д., Орехов Я. В. Успехи нейрохирургии при трансплантации эмбриональной мозговой ткани // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. — Харьков, 1996. — Т. 3. — С. 452–453.

Неудовлетворительные результаты лечения больных с тяжёлыми заболеваниями головного и спинного мозга, обусловленными травматическими, инфекционными, сосудистыми патологическими процессами и сопровождающиеся, зачастую, грубой необратимой неврологической симптоматикой, на сегодняшнее время являются значительной медицинской и социальной проблемой.

С целью увеличения эффективности нейрохирургического лечения таких больных в нашей клинике широко применяется трансплантация эмбриональной мозговой ткани (ЭМТ). Данная методика имеет глубокое теоретическое обоснование. В последние годы опубликовано ряд фундаментальных исследований, доказывающих физиологичность нейротрансплантации.

Для таких операций в нашей клинике используется ткань 5–8 эмбрионов в сроки беременности 11 нед., которая в стерильных условиях постепенно охлаждалась до –80°C. Затем ткань помещается в сосуд с жидким азотом, где может храниться длительное время (до 2-х лет).

Технология забора, криоконсервирования и низкотемпературного хранения позволили создать банк ЭМТ с сохранением максимального индекса жизнеспособности (85–90%) и трансплантировать ткань, способную к росту, дифференциации и вступлению в тесную анатомо-физиологическую взаимосвязь с мозгом реципиента.

Показаниями для проведения нейротрансплантации ЭМТ являются наличие травматических или сосудистых необратимых изменений в веществе головного и спинного мозга, тяжёлые формы гиперкинезов, эпилептические синдромы, детский церебральный паралич.

В нейрохирургической клинике Харьковского государственного медицинского университета за период с 1991 года произведена 51 операция трансплантации ЭМТ. При травматических повреждениях головного мозга — 9 операций, при позвоночно-спинномозговых травматических повреждениях — 11, у больных с различными формами гиперкинезов — 18 операций, при последствиях геморрагического инсульта — 5, детский церебральный паралич — 2. Нейротрансплантация проводилась как самостоятельно, так и в сочетании с другими операциями. Например, при последствиях тяжёлой черепно-мозговой травмы трансплантация ЭМТ в 5 случаях дополняла пластику дефектов костей черепа корундовыми имплантатами.

Полученные предварительные данные свидетельствуют о наличии выраженного положительного эффекта, достижение которого прежними консервативными и классическими оперативными методами лечения было без применения трансплантации ЭМТ невозможным. Отмечен регресс грубых неврологических выпадений, резкое снижение или исчезновения эпиприступов, более быстрое восстановление проводимости спинного мозга, нормализация мышечного тонуса, устранение насильственных движений у больных с различными формами гиперкинезов.

В целом метод трансплантации ЭМТ является перспективным в лечении больных с органической патологией ЦНС и, безусловно, представляет серьёзный научный интерес в плане дальнейшего изучения его возможностей, отработки показаний и техники оперативных вмешательств.