НЕРВНАЯ СИСТЕМА И САХАРНЫЙ ДИАБЕТ: НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Ф. С. Брусиловский, П. Т. Петрюк, А. З. Арлозорова, С. Ф. Брусиловская, Т. В. Бобошко

Харьков, Украина; Вейнсберг, Германия

Брусиловский Ф. С., Петрюк П. Т., Арлозорова А. З., Брусиловская С. Ф., Бобошко Т. В. Нервная система и сахарный диабет: неврологические и психиатрические аспекты // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. — Харьков, 1996. — Т. 3. — С. 398–401.

После открытия сахарного диабета как отдельного заболевания в XVIII веке и инициальных работ Rollo (1798) по нейродиабетологии идёт неуклонный поиск средств и методов лечения как самого диабета, так и его осложнений, в частности психоневрологических. Определённое время существовало мнение о «центральной» и «периферической» невропатиях, как разных проявлениях осложнений сахарного диабета.

За период с 1983 по 1995 гг. мы исследовали и лечили 364 больных сахарным диабетом. Из них I тип заболевания (инсулинозависимая форма) был у 208 человек, II тип (инсулинонезависимая форма) — у 156 человек.

На основании анализа полученных нами данных и данных источников специальной литературы, у больных сахарным диабетом наблюдаются следующие неврологические и психопатологические нарушения:

1. Вегетативно-сосудистые нарушения:
    1.1. Вегетативные периферические невропатии.
    1.2. Диабетические трофические нарушения (язвы) и артропатии.
    1.3. Вегетативно-сосудистая дистония по гипотоническому типу.
    1.4. Вегетативно-сосудистая дистония по гипертоническому типу.
    1.5. Вегетативно-сосудистая дистония по смешанному типу.
    1.6. Вегетативно-сосудистая дистония с симпато-адреналовыми кризами.
    1.7. Вегетативно-сосудистая дистония с вагоинсулярными кризами.
  2. Неврогенные нарушения при гипогликемиях.
  3. Астенический синдром.
  4. Астеноипохондрический синдром.
  5. Астено-депрессивный синдром.
  6. Астеноневротический синдром.
  7. Неврозоподобные состояния.
  8. Психопатоподобный синдром.
  9. Эпилептический синдром.
  10. Диабетические полиневропатии:
    10.1 Дистальная симметрическая полиневропатия.
    10.2. Проксимальная моторная симметричная полиневропатия.
    10.3. Проксимальная моторная симметричная полиневропатия с амиотрофическим синдромом.
  11. Изолированные мононевропатии:
    11.1. Изолированные мононевропатии одиночные.
    11.2. Изолированные мононевропатии множественные.
  12. Комбинированные периферические невропатии.
  13. Дисциркуляторная диабетическая энцефалопатия.
  14. Дисциркуляторная диабетическая миелопатия.
  15. Дисциркуляторная диабетическая миелополиневропатия.
  16. Дисциркуляторная диабетическая энцефаломиелопатия.
  17. Дисциркуляторная диабетическая энцефаломиелополиневропатия.
  18. Острые нарушения мозгового кровообращения.

Наш опыт диагностики и лечения неврологических и психопатологических осложнений сахарного диабета показывает, что ряд симптомов, в частности, вегетативно-сосудистая дистония, неврологическая церебральная симптоматика, астенические и неврозоподобные симптомы у большинства больных сахарным диабетом возникает рано, что коррелирует с изменениями ЭЭГ у этих больных в виде различных «уплощений» электроэнцефалограмм, гиперсинхронизационных ритмов, редукций альфа-ритма локальных и общих, вкраплений патологических волн тета- и дельта-типов, изменений реактивности электроэнцефалографических кривых и т. д. Более рано эти клинико-электроэнцефалографические изменения возникают у больных сахарным диабетом I типа. При дальнейшем развитии заболевания возникает нарастание неврологической и психопатологической симптоматики вплоть до развития диабетической энцефалополиневропатии, энцефаломиелополиневропатии и мозговых инсультов.

Поэтому мы считаем целесообразным начинать активное лечение неврологических и психических осложнений сахарного диабета уже при первом обращении больного с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, раздражительность, пониженный фон настроения, бессонницу, неустойчивость артериального давления и т. д. Уже при первых неврологических осмотрах у больных с этими жалобами имеется неврологическая симптоматика и изменения на ЭЭГ. Это свидетельствует о раннем поражении нервных структур центрального и периферического уровня и накладывает свой отпечаток на необходимость раннего патогенетического лечения неврологических осложнений сахарного диабета.

Наряду со ставшими уже классическими схемами лечения неврологических и психиатрических осложнений сахарного диабета (препараты витаминного ряда, средства сосудистой терапии, нестероидные аналгетики, анаболические гормоны, транквилизаторы, нейролептики, физиотерапия, массаж, ЛФК и т. д.) мы широко применяли нетрадиционные методы лечения — фармакопунктуру БАТ различными препаратами (випраксин, наяксин, церебролизин и др.), специальные комплексы физических упражнений.

Считаем, что необходима определённая коррекция диетотерапии в сторону уменьшения пропорционального содержания белка в диете с увеличением содержания «грубых» углеводов. Кроме того, мы рекомендуем кратковременные «посты» по типу христианских постов сроком от 1 до 6 нед с полным исключением из диеты в этот период мясных продуктов, куриных яиц, сливочного масла, сметаны, отдельных сортов рыбы, жирных сыров. Такие «посты» лучше всего проводить во время погодных «изломов», осенью, весной.

Мы рекомендуем как можно более ранний отказ от употребления мясных отваров и ограничение поваренной соли, что является профилактикой почечной и сосудистой патологии при сахарном диабете. Также советуем лицам из группы генетического риска при сахарном диабете как можно более ранний отказ от употребления сахара и других легкоусвояемых углеводов, замена их, когда это возможно, таким продуктом как мёд или неуглеводосодержащие сладости. Это, как нам представляется, профилактика развития сахарного диабета.

Таким образом, как показали наши исследования, неврологические и психические осложнения возникают зачастую в ранних сроках заболевания сахарным диабетом, носят разнообразный характер, как правило, возникают на нескольких уровнях нервной системы. Эти больные нуждаются в раннем патогенетическом лечении, включающем медикаментозные (традиционные и нетрадиционные) методы лечения, а также традиционную и нетрадиционную лечебную и профилактическую диетотерапию.