АДЕКВАТНАЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ — ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Л. С. Двинских

Двинских Л. С. Адекватная и своевременная терапевтическая помощь — залог успешного лечения больных психоневрологического профиля // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. — Харьков, 1996. — Т. 3. — С. 185–186.

23 и 13 отделения 15 ХГКПБ по своей структуре являются уникальными. В них ежегодно пролечивается около 1500 человек — это ИОВ, УВОВ, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС и лица, участвовавшие в Афганской войне. Зачастую это лица преклонного возраста. Кроме психических нарушений, они соматически декомпенсированы, нередко поступают в отделения в ургентном порядке.

В силу своих психических расстройств многие из этих больных не могут лечиться в других лечебных учреждениях. Почти у всех больных, кроме психоневрологической патологии, встречаются терапевтические заболевания и порой очень трудно провести грань — какое из них превалирует. Они идут параллельно, усугубляя состояние больного.

В течение последних 5 лет работы в этих отделениях наблюдается самая разнообразная терапевтическая патология. Больные поступают с целым «букетом» соматических болезней: заболевания сердечно-сосудистой (нарушение ритма и проводимости на фоне атеросклероза, кардиосклероза, острые инфаркты миокарда, гипертоническая болезнь и др.), бронхо-лёгочной систем, как острые, так и хронические; заболевания гепато-лиенальной системы и желудочно-кишечного тракта, болезни суставов и пр. Терапевт, опираясь на дополнительные методы исследования (ультразвуковая диагностика, ЭКГ, лабораторные исследования), с учётом того, что больной иногда в результате психического состояния не может правильно изложить свои жалобы, часто выявляет соматическую патологию. Например, больная Н., много лет лечившаяся в других лечебных учреждениях по поводу полиартрита в связи с подагрой, получила грамотное корригирующее лечение. Довольно часто встречаются и острые состояния: инфаркт миокарда, отёк лёгких и др. Всем больным с острой патологией вовремя оказывается квалифицированная врачебная помощь.

Нередко течение основного заболевания осложняется острыми пневмониями, бронхитами, обострением язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Обострение хронического колита и гастрита встречается у каждого 2–3 больного и поэтому своевременная диагностика и квалифицированная помощь улучшают и психическое состояние больного.

Довольно большая группа так называемых «постоянных больных», которые ежегодно лечатся в наших отделениях, получает комплексную квалифицированную психоневрологическую и терапевтическую помощь. В результате этого в течение последних 3–4 лет снизились смертность с 17 чел. (1,62) в 1991 г. до 9 чел. (0,84) и 1995 г. и средний койко-день с 37,9 в 1991 г. до 35,9 в 1995 г. В 1995 г. расхождения диагнозов не было.

Рассматривая эти факты, становится очевидным, что терапевтическая помощь, включая адекватные профилактические рекомендации при выписке, существенно улучшает диагностику и лечение больных в 23 и 13 отделениях.