К ИСТОРИИ 22 ДЕТСКОГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ САБУРОВОЙ ДАЧИ

Е. В. Светличная

Светличная Е. В. К истории 22 детского психиатрического отделения Сабуровой дачи // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. — Харьков, 1996. — Т. 3. — С. 71–74.

История нашего отделения уходит к 1920 году, когда был организован Украинский психоневрологический институт под руководством А. И. Геймановича. В первые же годы его становления из 3-х клиник одна была детской. В начале 1932 года после слияния с Институтом клинической психиатрии и социальной психогигиены образована Психоневрологическая Академия, где вопросами лечения детей занимались многие видные учёные. В отдельную единицу был выделен Институт детской психоневрологии. В его состав входили: детская психиатрическая клиника (Г. Е. Сухарева, П. Д. Брыль), консультативно-диспансерный центр (А. И. Плотичер), детская нервная клиника, которой заведовал Л. А. Квинт, а с 1937 года Н. А. Попова. В отделении получали лечение больные с церебральными параличами, ревматической хореей, детскими афазиями, дизартриями и др. Руководитель клиники занималась изучением висцеральных функций при различной локализации поражений нервной системы. Из детской клиники вышел ряд научных работ, среди них диссертации на учёную степень к. м. н. П. Д. Эпштейн и Т. Г. Духовной.

К моменту Отечественной войны в Академии насчитывалось 50 детских неврологических коек, оказывалась квалифицированная помощь населению почти из всех областей левобережной Украины. Большое количество лабораторий Академии (клиническая, биохимическая, физиологическая), наличие электрокабинета, водолечебницы, рентгендиагностического и рентгентерапевтического отделений, применение новых методов терапии создавали условия для максимального улучшения качества лечения пациентов. В годы войны и эвакуации Института в г. Тюмень детская неврологическая клиника не существовала. В 1944 году коллектив Института прибыл из эвакуации и застал мрачную картину — большинство зданий, в том числе и детская неврологическая клиника, были разрушены. К сентябрю 1945 года упорными трудами сотрудников она была восстановлена, возобновилась и работа по прежней теме Института — инфекциям нервной системы. Располагалось отделение в деревянном здании (ныне 15 психотделение), затем в каменном корпусе (ныне 10 психотделение).

В 1960 году оно имело 40 коек и называлось «4 психоневрологическая клиника». Здесь лечились дети с эпилепсией, ДЦП, логоневрозами, олигофрениями, пороками развития ЦНС, последствиями энцефалитов, менингитов, опухолями головного мозга и др. Заведовали отделением В. П. Грабовская, З. Г. Пашкова, В. П. Холодняк, В. П. Скубак, с 1963 по 1991 гг. — Д. В. Дорохова. Количество детей, нуждающихся в специальном обследовании и лечении увеличивалось, изменился и нозологический состав больных — психическая патология занимает большее место и с 1969 года отделение переименовано в 22 детское психиатрическое отделение.

С 1971 года функционировало 60 коек. Научные сотрудники (И. В. Доброгаева, М. А. Немченок, Л. В. Пишель, И. В. Веселова, Карташова, В. В. Гроховский) и врачи отделения (Т. Д. Борцова, О. К. Муратова, Л. М. Чугай, М. Я. Яновская, Л. И. Чернецкая, Н. В. Коваль, С. М. Ординанс, Н. Е. Куликовская, Ж. А. Макарова и др.) постоянно осуществляли консультации детей, направленных из областей Украины (Сумской, Кировоградской, Луганской, Полтавской, Донецкой, Николаевской) и в лечебных учреждениях Харьковской области и г. Харькова. Врачи клиники одновременно с лечебно-профилактической и консультативной работой выполняли научные работы, выступали с докладами на научных конференциях Института психиатрии и неврологии, принимали участие в работах съездов психиатров и невропатологов. Отделение с 1974 года являлось клинической базой ХНИИНП (научный руководитель С. Б. Аксентьев) и клинической базой кафедры психиатрии ХМИ (зав. каф. Н. Е. Бачериков), а с 1984 года базой кафедры психиатрии ХИУВ (зав. каф. Н. И. Стрельцова). Указанные институты оказывали консультативную и организационно-методическую помощь.

Сотрудники отделения принимали участие в общественной жизни больницы (участвовали в кружках художественной самодеятельности, ДНД, выступали с лекциями в разных организациях). Была налажена воспитательная работа с детьми в отделении — проводились викторины, утренники, КВНы, конкурсы, дети охотно принимали участие в трудотерапии. В разное время работали педагоги: Л. А. Заславская, Н. А. Гай, К. Ф. Баранкова, М. М. Артакова, Л. И. Данилова. Большую работу по коррекции речевых нарушений выполняли логопеды: М. К. Трубач, З. А. Яковлева. С 1976 года в отделении работали психологи: С. И. Симачёва, Э. О. Бродская, А. Н. Леус. Неприспособленное и неуютное помещение старого корпуса мешало ритмичной жизни клиники. Силами сотрудников проводился ремонт, пристройка помещений, проводилась работа по благоустройству сада и прогулочного двора. С 1968 года приём пациентов ведётся непосредственно в отделении, минуя санпропускник больницы; с 1973 года внедрена единая клиническая карточка на каждого больного. Для улучшения адаптации и реабилитации больных с 1975 года введены индивидуальные режимы (дневной стационар, лечебный отпуск, иногда с посещением школы). С 1977 года введена профилизация палат по полу, возрасту и психическому состоянию, начал работу кабинет ФТО внутри отделения.

В 1985 году клиника переехала в новый корпус, что значительно улучшило условия пребывания больных и работы сотрудников. В 1986 году отделение вновь расширено до 70 коек. В настоящее время клиника ведёт приём больных обоего пола в возрасте от 5 до 15 лет с различной патологией (шизофренией, эпилепсией, последствиями черепно-мозговых травм, других органических поражений ЦНС, психопатоподобными формами поведения, неврозами, психопатиями, олигофрениями и др.). Отделение является клинической базой кафедры психиатрии ХИУВ (зав. каф. В. М. Козидубова). Занимается вопросами эпилептологии, изучением депрессий. Работают врачи-психиатры: О. К. Муратова, Л. М. Чугай, И. В. Романова, педиатр В. И. Кузьменко, воспитатели: Л. В. Галич, К. В. Панишева, В. К. Мезенцева, Е. И. Гармаш, логопеды: М. К. Трубач, З. А. Яковлева, психолог В. Н. Пулавская, заведует отделением с 1991 года Е. В. Светличная. Многие сотрудники посвятили всю свою жизнь лечению и уходу за нашими пациентами: более 20 лет по сей день трудятся: логопед М. К. Трубач, врач О. К. Муратова, воспитатели Л. В. Галич, В. К. Мезенцева, мед. сёстры О. И. Пенкина, В. Ф. Подлужная, А. Е. Логвинова, сестра-хозяйка Л. П. Лагута, санитарки Л. А. Бондарь, М. И. Ващенко.

Современность ставит перед нами нелёгкие задачи, но отделение с честью проходит через трудности, бережет многолетние традиции клиники, имеет большие планы на будущее.