СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕРАПИИ КОМОРБИДНОЙ СОМАТОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ В НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Ю. Ф. Чуев

Харьковская медицинская академия последипломного образования, г. Харьков

Чуев Ю. Ф. Современные подходы к терапии коморбидной соматоневрологической патологии в наркологической практике [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии: Сборник научных работ Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины и Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи), посвящённый 210-летию Сабуровой дачи / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, А. Н. Бачерикова. — Киев–Харьков, 2010. — Т. 5. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/books/actual/paper119.htm.

Коморбидная с алкогольной и наркотической зависимостью соматоневрологическая патология в наркологической практике представлена фактически всеми известными в клинической медицине патологическими состояниями (гипер- и гипотензия, кардиомиопатия, гепатит, цирроз печени, гастрит, колит, панкреатит, энцефалопатия, полиневропатия, эписиндром, отравления, травматизм, депрессии, суициды и множество других). Реализация проблем детоксикационной терапии уже на этапе купирования синдрома отмены психоактивных веществ настоятельно требует включения широкого спектра фармакологических препаратов нового поколения, способных стабилизировать деятельность сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, активировать обменные и иммунные процессы. На этапе становления внутрибольничной и внебольничной ремиссии проблемы коррекции соматоневрологической патологии становятся ещё более актуальными. Присутствие в клинике постабстинентного периода значительного массива болевых расстройств различной локализации, церебральных дисфункций, явлений анорексии, длительной агрипнии создаёт дополнительный негативный психоэмоциональный фон, который по своей сути представляет рецидивоопасный характер. В этой связи терапевтический алгоритм в наркологии становится всё более насыщенным в плане постоянного поиска методов немедикаментозной и медикаментозной коррекции нарко-ассоциированной патологии, является обязательным динамичное наблюдение и лечение наших пациентов профильными специалистами. Ведутся целенаправленные исследования по изучению возможностей лазерного потенцирования лечебных эффектов лекарственных средств.

В практике врача-нарколога необходимым является использование препаратов нейрометаболического действия, способных улучшить мозговой метаболизм, уменьшить явления гипоксии коры головного мозга, приостановить патогенное действие интоксикационного фактора на центральную нервную систему и психическую сферу. Одним из таких препаратов является препарат энцефабол. Избирательная способность энцефабола улучшать реологические свойства крови и кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивать их оксигенацию, осуществлять коррекцию нарушений интегративной функции мозга явилось абсолютным и патогенетически оправданным показанием для его включения в комплексную терапию алкогольной и наркотической зависимости.

Нами апробирован метод потенцирования лечебных эффектов энцефабола путём включения в восстановительные программы нейрометаболической коррекции на этапе ремиссии краткосрочных курсов лазерной терапии. Суть методики заключалась в следующем. После выписки больного с зависимостью от психоактивных веществ назначался препарат энцефабол в дозе 300–400 мг (курс лечения 40–60 дней) с обязательным проведением сеанса внутрисосудистой лазерной гемотерапии (длина волны 0,63 мкм). Процедура назначалась сначала 1 раз в 3 дня, затем еженедельно с наращиванием времени экспозиции с 10 минут до 40 минут в течение всего курса лечения. Параллельно проводилась лазерная неинвазивная стимуляция точек акупунктуры общего действия (4 11;7 1; 6 1У; 36 111).

Наиболее эффективным применение данной методики оказалось при коррекции соматоневрологических и психопатологических последствий хронической интоксикации на этапе стабилизации ремиссионного состояния (психическая утомляемость, снижение работоспособности, нарушения памяти, слабая концентрации внимания, общая слабость, пониженное настроения, эмоциональная лабильность). Следует отметить, что подобные сочетанные терапевтические интервенции (лазерная терапия + энцефабол) оказались намного эффективнее, чем при других вариантах нейрометаболической (ноотропной) фармакотерапии. Отчётливый эффект кумуляции констатировался на 15–20-й день, когда у больных повышалась работоспособность, объективно определялось общее улучшение психического и физического состояния, становилось устойчивым внимание, нормализовалось настроение, исчезали явления общего дискомфорта. Пролонгированное применение энцефабола и методов лазерного потенцирования в комплексных лечебно-реабилитационных программах обнаруживало достаточно выраженное стимулирующее действие, что определялось ускорением темпов восстановления дефицитарной психоневрологической симптоматики в клинике наркопатологии.

Изучено применение высоких доз энцефабола (1000–1500 мг) при терапии паркинсонических нарушений в клинике фенилпропаноламиновой аддикции, которые считаются в клинической наркологии малокурабельными. Первый опыт даёт основания утверждать о способности методов лазерной терапии и энцефабола стабилизировать имеющиеся у больных проявления церебральной дисфункции.

На этапе купирования синдрома отмены психоактивных веществ оправдано применение препарата милдронат, который является цитопротектором 2-го поколения. Милдронат обладает кардиопротекторным и антигипоксическим действием, улучшает метаболические процессы, регулирует клеточный иммунитет, улучшает систолическую и диастолическую функцию миокарда, снимает спазм сосудов и нормализует деятельность сердечного ритма, усиливает лечебные эффекты антигипертензивных средств, периферических вазодилататоров, совместим с антиаритмическими и диуретическими средствами, сердечными гликозидами. Наши исследования показали, что назначение препарата милдронат устраняет постинтоксикационные функциональные нарушения, вызванные злоупотреблением психоактивными веществами, в целом улучшает состояние здоровья пациентов с проблемами зависимости. В наркологии показана целесообразность его назначения при коррекции хронической сердечной недостаточности, при нарушениях кровообращения в нижних конечностях. Назначается внутрь по 500 мг до 4 раз в сутки, курс лечения в наркостационаре составляет 10–14 дней, затем такие пациенты переводятся под наблюдение терапевта.

В наркологии всё большее распространение находит препарат гептрал — гепатопротектор с полифункциональным метаболическим действием. Наши клинические исследования свидетельствуют о том, что использование гептрала при лечении больных алкогольной зависимостью способствует эффективному купированию запойных форм алкоголизации, предделириозных состояний, синдрома отмены алкоголя и наркотиков. Другой актуальный аспект применения гептрала в наркологии — наличие антитоксической и антидепрессивной активности. Гептрал назначают по 5–10 мл (400–800 мг) в течение 10–14 дней, а затем по 400–800 мг (1–2 таблетки) 2 раза в день. Продолжительность курса лечения — в среднем 2 мес.

Учитывая пароксизмальный характер алкоголизации и наркотизации, имеет глубокий биологический смысл сохранять в пролонгированных реабилитационных программах краткосрочные коррекционные курсы антиконвульсантов. Одним из таких современных антиконвульсантов является депакин хроно, существенной особенностью которого является высокая эффективность против всего спектра эпилептических пароксизмов. Наши исследования показали эффективность депакина при терапевтической коррекции трамадоловой зависимости, тяжёлых запойных формах алкогольной зависимости, где эпилептиформная активность присутствует в качестве патогномоничного коморбидного состояния (назначается по 300–500 мг в сутки в течение 10–14 дней). Подобная терапевтическая направленность препарата депакин воздействует как на многоплановые эпилептиформные эквиваленты наркозависимости, так и на другие циклически манифестирующие ассоциированные проблемы (эмоциональные расстройства, актуализацию патологического влечения и др.). Немаловажным фактором для решения проблем клинической наркологии является возможность однократного приёма препарата депакин в течение суток и широкий спектр форм выпуска, в том числе пролонгированного действия.

Внедрение в практику врача-нарколога инновационных методов фармакокоррекции нарко-ассоциированных соматоневрологических расстройств позволит существенно повысить качество жизни пациентов с проблемами аддикции.