СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ: ПОГРАНИЧНАЯ ПАТОЛОГИЯ НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ ПСИХИАТРОВ И КЛИНИЧЕСКИХ ИММУНОЛОГОВ

В. М. Фролов, И. И. Кутько, Н. А. Пересадин

Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины, г. Харьков,
Луганский государственный медицинский университет, г. Луганск

Фролов В. М., Кутько И. И., Пересадин Н. А. Синдром хронической усталости: пограничная патология на стыке интересов психиатров и клинических иммунологов [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии: Сборник научных работ Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины и Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи), посвящённый 210-летию Сабуровой дачи / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, А. Н. Бачерикова. — Киев–Харьков, 2010. — Т. 5. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/books/actual/paper114.htm.

Синдром хронической усталости (СХУ) — патологическое состояние, описанное в середине 80-х годов под таким названием (chronic fatigue syndrome) американскими врачами в период эпидемической вспышки в курортной местности в окрестностях озера Тахо (штат Калифорния). Полагают, что заболевание вызывается при активации хронической персистирующей вирусной (чаще герпевирусной) инфекции на фоне вторичного иммунодефицитного состояния, поэтому полное название заболевания — «синдром хронической усталости и иммунной дисфункции». В Украине СХУ диагностируется с 1986 года, при этом установлено, что заболевание чаще встречается у женщин молодого, наиболее трудоспособного возраста, проживающих в экологически неблагоприятных зонах с повышенным уровнем загрязнения окружающей среды ксенобиотиками или радионуклидами (В. М. Фролов, Г. Н. Дранник, 1988, 1998, 2001). По современным представлениям, СХУ — это пограничное нервно-психическое заболевание, обусловленное поражением лимбической системы головного мозга герпевирусной этиологии с хроническим течением, не имеющее тенденции к самопроизвольной ремиссии (Ю. А. Александровский, 2006). Это патологическое состояние отличается от обычных астенических и депрессивных синдромов наличием также чётко очерченной соматической симптоматики на фоне нарушений иммунологического гомеостаза, что и делает данное заболевание пограничной патологией на стыке интересов психиатров, клинических иммунологов и отчасти инфекционистов.

Целью работы был анализ клинико-иммунологических показателей у больных СХУ при совместном обследовании психиатра и клинического иммунолога.

Материалы и методы исследования. Было обследовано 108 больных с диагнозом СХУ, установленным в соответствии с существующими критериями (Г. Н. Дранник, 1999). В клиническом плане больные осматривались психиатром и инфекционистом (для исключения сходной по клиническому течению хронической инфекционной патологии), а также клиническим иммунологом с анализом в динамике показателей иммунного статуса. Изучены основные иммунные тесты, характеризующие клеточный, гуморальный иммунитет и состояние макрофагальной фагоцитирующей системы (МФС). Полученные данные обработаны математически с применением современных методов вариационной статистики.

Полученные результаты и их анализ. В результате проведённых исследований было установлено, что нервно-психическое состояние больных с установленным клиническим диагнозом СХУ характеризовалось чётко выраженными астено-невротическими, астено-депрессивными или астеноипохондрическими проявлениями. При этом первичным следует считать астенический синдром, который по мере прогрессирования заболевания всё углублялся и достигал максимума своей выраженности, на фоне которого возникала и также прогрессировала депрессивная, а в ряде случаев — чётко выраженная невротическая и сенесто-ипохондрическая симптоматика. Больных беспокоили выраженная слабость, усталость, недомогание, которые сохранялись постоянно. Сон был нарушен у всех обследованных и не приносил чувства утренней свежести. Больные жаловались на поверхностный сон с частыми просыпаниями, нередко кошмарными сновидениями, а также позднее засыпание и раннее просыпание, отсутствие ощущения отдыха во время ночного сна. Нередко также отмечалась инверсия формулы сна: сонливость днём, которая могла иметь непреодолимый характер (больные засыпали в городском транспорте, на своём рабочем месте, во время чтения им лекции и т. д.). Трудоспособность всех пациентов была резко снижена: свою обычную работу они выполняли с трудом, быстро уставали, нуждались в частых перерывах. Особенно выраженное снижение трудоспособности у большинства обследованных отмечалось во второй половине дня. Многие вообще были нетрудоспособны в послеобеденное время, и в связи с этим перешли на сокращённый рабочий день, либо же вовсе ушли с работы. Наши пациенты (в особенности женщины) в качестве основной жалобы на состояние своего здоровья отмечали то обстоятельство, что после возвращения домой с работы (обычно между 16 и 18 часами) их единственным желанием было немедленно прилечь на диван и отдохнуть; они совершенно не в состоянии были заниматься какой-либо домашней работой — уборкой квартиры, приготовлением обеда и т. д. Это чувство необычайно сильной общей слабости и недомогания было столь высоко, что пациентка была не в состоянии заставить себя пойти на кухню, чтобы выключить кипящий чайник или открыть дверь на звонок, и даже ответить по телефону, хотя аппарат располагался рядом с тем диваном, где она лежала. Столь необычайно высокий уровень астенизации весьма характерен для СХУ.

Большинство обследованных предъявляют также жалобы на повышенную эмоциональную лабильность, эксплозивность, частые и быстрые перемены настроения. Пациенты отмечают, что за последнее время всё окружающее их раздражает, они склонны драматизировать ситуацию, преувеличивать негативные последствия тех или иных поступков друзей или сослуживцев, «расстраиваться по пустякам» (это типичная жалоба больных СХУ). Нетерпимость к окружающим и даже малейшей критике в свой адрес по самым незначительным поводам, готовность в любую минуту вступить в спор по предмету, который, по выражению самого же больного, «выеденного яйца не стоит», тяжёлые и длительные эмоциональные переживания по поводу самых незначительных замечаний начальства и коллег по работе существенно отягощают жизнь больного, придают негативную окраску его эмоциональным переживаниям и в конечном итоге обусловливают утрату работоспособности, формирование астено-депрессивного или астено-невротического синдрома. Отсутствие эффекта от предыдущего, нередко продолжительного и дорогостоящего лечения, негативные мысли о перспективах выздоровления часто придают переживаниям больных ипохондрический акцент. Из других жалоб следует отметить постоянные головные боли, обычно диффузные, тупые, ноющие, без чёткой локализации. Нередко также отмечается головокружение, усиливающееся к вечеру. Многие пациенты отмечают ухудшение памяти на текущие события и потерю сообразительности, способности быстро принимать решения, неуверенность, колебания по самым малосущественным вопросам (какое надеть платье, брать ли с собою зонтик и т. д.).

Из соматической симптоматики характерным является наличие субфебрилитета (чаще в вечернее время, увеличение и чувствительность заднешейных (нередко также переднешейных) и зачелюстных лимфатических узлов, а также селезёнки, что является свидетельством персистирующей вирусной инфекции. Характерно наличие хронической тонзиллярной патологии, которая выявляется более чем у 50% обследованных, а также хронического фарингита.

В иммунологическом плане у обследованных больных с СХУ имеет место T-лимфопения, дисбаланс субпопуляционного состава T-лимфоцитов, повышение уровня циркулирующих иммунных комплексов, преимущественно за счёт наиболее токсигенной среднемолекулярной фракции (11S–19S), снижение функциональных показателей МФС. Полученные данные должны учитываться при проведении лечебных и реабилитационных мероприятий у больных СХУ.