ФЕНОМЕН СООТВЕТСТВИЯ ФАБУЛЫ БРЕДА СОБЫТИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (НА МОДЕЛИ КЛИНИЧЕСКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ)

Т. Б. Желдоченко

Харьковская областная клиническая психиатрическая больница № 3 (Сабурова дача),
Харьковская медицинская академия последипломного образования, г. Харьков

Желдоченко Т. Б. Феномен соответствия фабулы бреда событиям окружающей действительности (на модели клинических иллюстраций) [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии: Сборник научных работ Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины и Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи), посвящённый 210-летию Сабуровой дачи / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, А. Н. Бачерикова. — Киев–Харьков, 2010. — Т. 5. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/books/actual/paper034.htm.

Цель настоящего сообщения заключается в том, чтобы на конкретной клинической иллюстрации показать возможную зависимость фабулы бреда от значимых ситуаций и событий современности. В своей повседневной клинической практике мы всё чаще констатируем в бредовых вербальных конструкциях пациентов психиатрической клиники такие фабульные ключевые слова, как Интернет, компьютерный вирус, терроризм, бизнес, олигарх, землетрясение, заложник, проституция, авиакатастрофа, глобальное потепление, демократия и т. д.

Под нашим наблюдением находился больной Щ., 1959 г. р., житель села, история болезни № 1122. Работает в школе сторожем-истопником. Находился на стационарном лечении в психиатрических отделениях вначале в Харьковской областной психиатрической больнице № 1 (с. Стрелечье) в течение 11 дней, а затем в Харьковской городской клинической психиатрической больнице № 15 — в течение 19 дней.

Диагноз при поступлении: Острое параноидное расстройство психогенного происхождения, F23.31.

Жалоб при поступлении не высказывал.

Анамнез жизни. Наследственность отягощена, отец покончил с собой, мать — жива. Родился в рабочей семье, старшим из 4 детей. Рос и развивался без особенностей. В школу пошёл с 7 лет, учился посредственно, закончил 8 классов дневной школы, 10 классов вечерней школы. Окончил водительские курсы по линии ДОСААФ. Служил в армии в войсках связи полный срок. После демобилизации работал водителем электропогрузчика, затем — водителем автобуса. Злоупотреблял алкоголем, был переведён в слесари. На учёте у нарколога не состоял, признаков зависимости не было, нигде не лечился. Последние 2 года спиртное не употребляет, работает сторожем-истопником в школе. Женат, имеет 2 детей. Проживает с семьёй. Отношения в семье хорошие. Несколько лет назад был условно осуждён за наезд на пешехода (по вине пешехода).

Характеризует себя обидчивым, вспыльчивым, травмы головы с потерей сознания, снохождения, сноговорения, ночной энурез отрицает. Эпиприпадки, болезнь Боткина отрицает.

Анамнез заболевания. Признаки психического заболевания у больного совпали с периодом выборной компании, когда он «сильно переживал за своего кандидата в депутаты», нарушился сон, появились дисфории, агрессивные высказывания, затем стал замкнутым, малодоступным речевому контакту, появились суицидальные мысли и неадекватное поведение (начал поджигать иконы и вещи). По инициативе родственников был осмотрен врачом-психиатром, который направил больного с диагнозом «Острое аффективное расстройство (ажитированная депрессия)» на лечение в областную психиатрическую больницу, а затем, по настоянию жены больной, был переведён в городскую психиатрическую больницу.

При поступлении в областную психиатрическую больницу находился в речевом и двигательном возбуждении, на месте не удерживался, был агрессивен — плевался в окружающих, напряжён, подавлен, астенизирован. Испытывал страхи, высказывал бредовые идеи величия, предвидения. Утверждал, что он владеет гипнозом: «только гляну на человека — он меняет направление движения, только выйду из дома — ко мне подходят куры, гуси, утки, и звать их не надо». «Пультом включаю телевизор, если не берёт, то нажимаю 5-ю кнопку, и он включается, а теперь нажимаю 5-ю кнопку и ко мне подбегает кошка». «Я должен нести людям правду, это Бог внушил мне». «Мне пришло такое открытие — единый Бог на свете, судья для нас, только он может рассудить». «Спалил иконы, крестики, документы — они не нужны, если что-то надо, спроси у бога». Критическая оценка переживаний и неадекватного поведения отсутствовала. В процессе лечения возбуждение купировано, стал спокойнее, но тревожен, плохо спит, погружён в свои болезненные переживания, считает себя политическим деятелем, обливается холодной водой, скрытен, в своих переживаниях полностью не раскрывается.

Соматоневрологический статус: несколько повышенного питания, лицо гиперемировано. Знаков органического поражения ЦНС не выявлено. Со стороны внутренних органов патология не определяется. АД 120/80 мм рт. ст.

По настоянию жены выписан для продолжения лечения в ХГКПБ № 15 с диагнозом «острое полиморфное психотическое расстройство», доставлен в сопровождении.

Психический статус (при поступлении в ХГКПБ № 15): доступен формальному контакту. Несколько путается в датах, в месте — ориентирован, не может последовательно изложить течение болезни, своё состояние сначала связал с болями в ноге, пояснице. К беседе интерес проявляет. Удалось выяснить, что очень сильно переживал по поводу выборов, «стало душить чувство несправедливости», появилась раздражительность, беспокойство. Носил с собой на ночную рабочую смену телевизор (работает сторожем), смотрел беспрерывно всю ночь передачи, касающиеся выборов, перестал спать. Спустя некоторое время понял, что на него оказывается «влияние извне, из телевизора, то ли это был 25-й кадр, то ли другое какое-то воздействие, телевизор командовал мною, моими родственниками». Пациент понял, что «при помощи пульта может управлять процессом выборов». Вскоре «из телевизора» получил команду, чтобы в выборах победила желаемая им кандидатура: «сожги икону и другие вещи». Больной подчинился данной императивной команде. Обстоятельства госпитализации помнит плохо, «помню, что меня в Стрелечье привезли». Своё состояние там описать не может.

В отделении: был тревожен, суетлив, скороговоркой заявил: «Я хочу голосовать на выборах, бросить курить и заснуть». К телевизору в отделении не подходил — «испытываю какое-то беспокойство, не могу перенести звук телевизора, не могу его даже слышать», просил его не включать. Фон настроения снижен. Больной астенизирован, истощаем, эмоционально лабилен.

Экспериментально-психологическое обследование. На момент психологического тестирования преобладает тревожно-депрессивная симптоматика, сохраняется сверхценная значимость переживаний. Выявлены также нарушения когнитивных процессов и функций по органическому типу.

Данные дополнительных исследований: без особенностей.

Проводившееся лечение: аминазин, пирацетам, рибоксин, эуфиллин, рисполепт, кавинтон.

В процессе лечения психическое состояние улучшилось, исчезли острые психотические нарушения, больной упорядочен, критичен. Доступен продуктивному речевому контакту. Восстановилась ориентировка в собственной личности. Настроение ровное. Выписан в удовлетворительном состоянии. Катамнез — 1 год: больной находится в состоянии ремиссии, работает.

Другой наш пациент П., 1945 г. р., городской житель, не работает, находился на стационарном лечении в Харьковской городской клинической психиатрической больнице № 15 в течение 18 дней также по поводу острого бредового психоза психогенного происхождения (F23.31). Своё психотическое расстройство увязывает с выборной компанией, во время которой он сильно переживал за «своего кандидата в депутаты областного уровня». Ранее в психиатрическом стационаре не лечился. Данное психическое расстройство сформировалось в течение недели: появились страхи преследования, «кто-то прослушивает телефон, ночью видятся люди — обороняюсь вилами, забаррикадировал двери». «Я борюсь за победу демократии. Если через два дня демократия не победит, то я наложу на себя руки». Стал испытывать воздействие извне, «информация шла из телефона, из телевизора, со стен, от фонаря, видел красные лучи и голографическое объёмное изображение, видел лицо сына, слышал извне голоса, заметил слежку со стороны соседа». Считает, что «во всём виновато отсутствие демократии». Многоречив, тревожен, подозрителен, легко аффектируется. Считает, что «потерял контроль времени, всё сжалось вокруг и извне, далее так невозможно». После проведённого лечения (рисполепт, реосорбилакт, пирацетам, магнезия, гидазепам, витамин B6) психотическое состояние было купировано и, по данным катамнеза, в течение одного года не рецидивировало.

Резюме. Особенностью данных клинических случаев является хронологическое совпадение дебюта психотических расстройств у наших пациентов с имевшимся на тот период эмоциональным напряжением среди населения, обусловленным предвыборной компанией. У больных события того периода отразились в фабуле параноидного расстройства. Приведённые клинические иллюстрации подтверждают известный в психиатрии феномен, описанный ещё старыми учёными-психиатрами: фабула бреда при параноидных расстройствах различной нозологической принадлежности постоянно меняется и нередко хронологически совпадает и соответствует фазе (этапу) развития общества и конкретным значимым событиям окружающей действительности. Накопление знаний о данном явлении может способствовать уточнению патогенеза психических расстройств и совершенствованию подходов к их диагностики, лечению, реабилитации и профилактики.