НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ОСНОВНЫМ ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

А. В. Пелепец

* Электронная публикация:
Пелепец А. В. Особенности отношения к основным жизненным ценностям у студентов медицинского колледжа [Электронный ресурс] // Новости украинской психиатрии. — Киев–Харьков, 2011. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/articles/paper378.htm.

Жизненные ценности и развитая система приоритетов, являются, по мнению многих исследователей, необходимым условием функционирования зрелой личности [1]. Иерархия социальных, духовных и материальных потребностей сказывается на всей деятельности человека, в том числе и на профессиональной.

Особый интерес вызывает процесс становления «жизненной философии». У современной молодёжи нередко наблюдается дефицит духовных идеалов, веры, надежды и любви. Распространено однодневное, потребительское и легкомысленное отношение к жизни.

С учётом вышеизложенного, особенности отношения к основным жизненным ценностям у студентов медицинского колледжа являются актуальной проблемой. Ведь от эмоционального состояния и структуры интересов медика зависит не только его собственная судьба, но и жизнь пациента.

При выполнении данного исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить особенности потребностей, интересов, самооценки и эмоционального отношения к различным занятиям, людям, событиям и периодам жизни у студентов медицинского колледжа.
  2. Исследовать отношение студентов-медиков к их будущей профессии и медицине вообще.

Исследование проводилось на протяжении двух последних учебных лет. В основную группу исследования вошли 60 студентов 4-го курса сестринского отделения медицинского колледжа, окончивших обучение в 2010 г. Средний возраст четверокурсников составил 18,3 лет. Контрольная группа состояла из 40 студентов 1-го курса (средний возраст — 15,8 лет). Подавляющее большинство исследуемых (95%) — женского пола.

В качестве рабочего инструмента использовался тест цветовых метафор, разработанный И. Л. Соломиным [2]. Данная методика представляет собой расширенный и структурированный вариант цветового теста отношений Бажина–Эткинда [3]. По своей сути это проективный тест, отличающийся простотой в применении и интерпретации, допускающий применение любого цветового и смыслового стимульного материала. Толкование результатов основано на предположении, что слова, ассоциируемые с одним цветом, вызывают сходные эмоциональные реакции и связаны между собой по смыслу. Например, если исследуемый объединяет с одной и той же цветовой метафорой понятия «медицина», «свобода», «моё настоящее», «бизнес» и «моя фирма», он, возможно, хочет заняться свободным предпринимательством в области медицины.

В настоящем исследовании применялись стандартные цвета по Люшеру и самый полный из доступных [2, 4] список вербальных стимулов (61 слово). В отличие от рекомендованной процедуры, испытуемым сначала предлагалось распределить цвета по привлекательности, а уж затем ассоциировать с ними каждое понятие. Условно все понятия-стимулы можно было разделить на следующие категории:

  1. Ценности и потребности, охватывающие 5 уровней пирамиды Маслоу [1] — от биологических до духовных («мой ребёнок», «материальное благополучие», «моя карьера», «любовь», «свобода», «творчество»).
  2. Занятия и виды деятельности («моя профессия», «медицина», «моя фирма», «бизнес», «образование», «искусство» и др.).
  3. Самооценка («какой я на самом деле», «каким я хочу быть»).
  4. Этапы жизненного пути («моё настоящее», «прошлое» и «будущее»).
  5. Социальные связи («мать», «отец», «муж», «жена», «сотрудники», «начальник» и т. д.).
  6. Эмоциональные переживания («радость», «успех»).

Вычислялась частота выбора определённых понятий и их наиболее устойчивых сочетаний, а также частота выбора самих цветов. В первую очередь оценивались понятия, которые испытуемые ассоциировали с самым привлекательным цветом. Ценности и потребности, попавшие в эту группу, считались базовыми, то есть главными в иерархии мотивов, определяющими общую направленность и стратегию поведения. Оценивались также виды деятельности, которые исследуемые считали наиболее предпочтительными. Отдельно анализировались группы понятий, ассоциируемые со словосочетаниями «какой я на самом деле», «моё будущее» и «медицина».

Кроме того, при обработке данных были задействованы элементы теста Люшера в адаптации Л. Н. Собчик [5]. Учитывалась частота выбора каждого отдельного цвета и особенности последовательности цветов. Оценивалось значение цвета, с которым ассоциировались понятия «каким я хочу быть», «медицина», «моё настоящее», «моё прошлое», «какой я на самом деле», «моё будущее». Также исследовалось их место в цветовом ряду предпочтений (мечта, реальность, безразличие, негативная эмоциональная окраска).

При обработке данных теста выяснилось, что некоторые понятия трудно отнести к определённому типу ценностей. Например, понятия «семья» и «дети» могли ассоциироваться как с инстинктом продолжения рода, так и с социальным статусом или коммуникацией, а понятие «природа» — с потребностью в отдыхе и с чисто эстетическим наслаждением. Так как двусмысленное толкование мотивов нежелательно, с определённой долей условности было решено относить потребности, которые встречаются в выборке с приблизительно одинаковой частотой, к одному уровню.

Жизненные ценности, относимые к самому приятному цвету, т. е. соответствующие базовым потребностям [2], у обследованных студентов распределились следующим образом (табл. 1):

  1. Биологические репродуктивные потребности («семья», «мой ребёнок», «дети»).
  2. Самоактуализация («творчество») и потребность в красоте («природа»).
  3. Самоутверждение («моя карьера», «свобода»).
  4. Коммуникативные потребности («любовь»).
  5. Потребность в безопасности («материальное благополучие», «заработок»).

Таблица 1

Частота выбора понятий-стимулов, соответствующих базовым потребностям (в процентах)

Понятия-стимулы Базовые потребности 1-й курс 4-й курс Среднее значение
«Семья» Биологические потребности 55 51 53
«Мой ребёнок» 55 42 49
«Дети» 48 48 48
«Творчество» Самоактуализация 33 40 36
«Природа» 33 38 35
«Моя карьера» Самоутверждение 38 33 35
«Свобода» 28 38 33
«Любовь» Коммуникация 33 30 31
«Материальное благополучие» Потребность в безопасности 33 30 31
«Заработок» 34 20 27

Понятие «мой ребёнок», которое имеет большую конкретность и личностную значимость, а также понятие «заработок» четверокурсники в качестве приятного выбирали гораздо реже, а понятие «свобода» — чаще, в отличие от первокурсников.

Из табл. 2 видно, что понятие «моя профессия» оказалось значительно более привлекательным для студентов 1-го курса. Далее «приятные» виды деятельности распределились следующим образом: «моя фирма», «бизнес», «искусство», «медицина», «образование». Ко всем перечисленным занятиям, кроме образования, студенты-первокурсники испытывали несколько больший интерес. Также они чаще, по сравнению со студентами 4-го курса, выбирали в качестве «привлекательных» такие понятия, как «интересное занятие» (43%) и «моё увлечение» (40%).

Таблица 2

Частота выбора понятий-стимулов, связанных с «приятными» видами деятельности (в процентах)

Понятия-стимулы 1-й курс 4-й курс Среднее значение
«Моя профессия» 50 35 43
«Моя фирма» 38 30 34
«Бизнес» 35 28 32
«Искусство» 34 28 31
«Медицина» 30 25 28
«Образование» 18 25 21

Настоящее и будущее у половины студентов 1-го курса и у 43% студентов 4-го курса ассоциировались с «приятным» цветом. Базовые потребности в прошлом могли удовлетворить лишь 13% первокурсников и 8% четверокурсников. Кроме того, четверокурсники значительно реже связывали свои ожидания от будущего с такими понятиями, как «мой ребёнок» (25%), «медицина» (22%), «заработок» (13%) и «материальное благополучие» (18%).

Расстояние между «Я-реальным» и «Я-идеальным», то есть отличия в предпочтении понятий «какой я на самом деле» и «каким я хочу быть» было более значительным (65% и 45%) у студентов 1-го курса. Данный факт может свидетельствовать о выраженной мотивации к самосовершенствованию. У студентов-выпускников самооценка в настоящий момент вызывала приятные эмоции с той же частотой (47%), что и представления о себе в будущем. Такая идентичность «Я-реального» и «Я-идеального» характерна для низкого уровня притязаний и отсутствия желания развиваться дальше.

Студенты 1-го курса чаще идентифицировали себя («какой я на самом деле») с матерью и с другом (по 40%), в отличие от четверокурсников (28% и 30% соответственно). Понятие «мой муж» студенты и 1-го и 4-го курсов ассоциировали с представлениями о себе в 38% случаев. Идентификация с отцом у первокурсников отмечалась в 5 раз чаще, чем у выпускников (20% и 4% соответственно). Эмоциональная реакция «радость» сочеталась с «Я-реальным» у 17,5% студентов 1-го курса и у 38% студентов четвёртого курса.

Как видно из табл. 3, понятие «медицина» первокурсники чаще соотносили с понятиями «моя профессия», «творчество», «моё будущее», «бизнес», «интересное занятие», «заработок» и «каким я хочу быть». У студентов 4-го курса медицина ассоциировалась с понятиями «моя фирма», «моя работа», «моя учёба», «моя карьера» и «мой ребёнок».

Таблица 3

Частота выбора понятий-стимулов, ассоциируемых с понятием «медицина» (в процентах)

Понятия-стимулы 1-й курс 4-й курс Среднее значение
«Моя профессия» 43 32 37
«Творчество» 35 23 29
«Моё будущее» 35 20 28
«Моя фирма» 18 32 25
«Моя работа» 18 32 25
«Моя учёба» 15 33 24
«Бизнес» 30 18 24
«Моя карьера» 13 33 23
«Интересное занятие» 33 13 23
«Заработок» 33 13 23
«Мой ребёнок» 18 28 23
«Каким я хочу быть» 28 12 20

Кроме анализа выбора единичных понятий, проводился подсчёт частоты отнесения к одному цвету пар ассоциаций. В двойных сочетаниях приятного цвета у всех исследуемых чаще всего фигурировали такие понятия, как «семья» (31%), «каким я хочу быть» (30%) и «дети» (27%). Отличия состояли в том, что у студентов 1-го курса парой к «семейным ценностям» и «Я-идеальному» было понятие «моя профессия», а у выпускников оно практически не встречалось. Зато четверокурсники чаще формировали двойные «приятные» сочетания с понятием «бизнес» (17%), которое к тому же не было связано с понятиями «моя профессия» и «медицина». У первокурсников парные связи «приятного» цвета, среди которых присутствовало и понятие «моя профессия», образовывались чаще на основе понятия «моя фирма» (23%).

Ещё большие отличия отмечались в структуре двойных ассоциаций, совпадающих по выбору цвета с понятием «медицина». У студентов 1-го курса в этой группе преобладали пары понятий на основе таких как «моё будущее» (19%), «моя профессия» (18%), «заработок» (17%), «творчество» (16%) и «интересное занятие» (14%), ассоциациями для которого были понятия «страх» и «мой друг».

Практически обратная ситуация была выявлена при анализе цветовых метафор студентов 4-го курса. Устойчивые сочетания на основе понятий «моё будущее», «заработок», «творчество» и «интересное занятие» отсутствовали, а «моя профессия» имела лишь 2 пары: «психология» и «моё увлечение». В то же время в одной группе с «медициной» четверокурсники образовывали двойные ассоциации с понятиями «моя карьера» (17%), успех (16%), «дети» (16%), а первокурсники — нет. «Моё увлечение» и «медицина» 12% студентов 4-го курса ассоциировали с понятиями «моя профессия», «психология» и «моя учёба», а 18% студентов 1-го курса — только с понятием «мой друг», которое у них к тому же имело наибольшее количество (13) двойных связей. «Материальное благополучие» в одной цветовой группе с «медициной» 15% первокурсников объединяли с понятиями «бизнес», «мой друг» и «моя профессия», а четверокурсники — с «наукой» и «переменами», но почти в 2 раза реже (8%).

Для оценки цветовых выборов использовался интегрированный подход [4, 5], основные положения которого приведены в табл. 4. Считается, что полностью уравновешенный человек в первую очередь выбирает в качестве привлекательных основные цвета (тёмно-синий, сине-зелёный, оранжево-красный и светло-жёлтый) [5]. Именно такой выбор сделали 25% первокурсников и 27% студентов 4-го курса. У остальных (75% и 73% соответственно) предпочтения были смешанными. При этом 2–3 основных цвета чаще всего дополнялись фиолетовым (53% и 55%) и серым (20% и 22%). По мнению Л. Н. Собчик, фиолетовый означает уход от проблемы в мир фантазий, коричневый — в «самощажение» и «телесные» интересы, чёрный — в протест, а серый — в бездеятельность [5].

Таблица 4

Интерпретация основных цветов теста Люшера

Цвета Синий (1) Зелёный (2) Красный (3) Жёлтый (4)
Тип реакции Гомеостатический (снижение напряжения) Гетеростатический (повышение напряжения)
Достижение покоя Пассивная оборона Агрессия Изменчивость
Потребности Потребность «быть» с кем-то (привязанность) Потребность «быть» собой (свобода) Потребность «встать над кем-то» (власть) Потребность «встать» над собой (творчество)
Цели Самосохранение Самоуважение Самоуверенность Самовыражение
Характеристики Успокоенность и расслабленность Твердость и устойчивость Возбуждение и активность Импровизация и предприимчивость
Свойства высшей нервной деятельности Торможение Инертность Возбуждение Подвижность

Итак, в качестве наиболее привлекательных цветов студенты 1-го и 4-го курсов отмечали жёлтый (37,5% и 38,5% соответственно) и зелёный (27,5% и 33%). С меньшей частотой первокурсники считали самым приятным синий (10%) и серый (10%) цвета, а четверокурсники — фиолетовый (7%). К самому неприятному 485% студентов 1-го курса и 32% — четвёртого отнесли коричневый, а чёрный цвет был неприятен соответственно для 30% и 45% исследуемых, что является вариантом нормы.

«Прошлое» для студентов 1-го курса было окрашено в чёрный (18%) и серый (13%) цвета, а четверокурсники ассоциировали его чаще с серым (17%) и коричневым (10%). Цветовыми метафорами для понятия «моё настоящее» у первокурсников были жёлтый (40%) и сине-зелёный (22,5%). У четверокурсников те же цвета ассоциировались с настоящим в 35% и 15% случаев соответственно. Понятия «моё будущее» и «какой я на самом деле» сочетались с жёлтым у 38% и 33% студентов первого и у 32% и 33% студентов 4-го курса, а сине-зелёным обозначили данные понятия 25% и 23% первокурсников против 23% и 20% соответственно выпускников. Словосочетание «каким я хочу быть» ассоциировалось с жёлтым цветом у 35% исследуемых как основной, так и контрольной группы, а с сине-зелёным — у 28% студентов первого и 17% студентов четвёртого курса. Понятие «медицина» окрашивалось чаще всего в сине-зелёный, жёлтый и красный — цвета «рабочей группы» [5]. У первокурсников они сочетались с представлениями о будущей специальности в 20%, 18% и 13%, а у четверокурсников — в 30%, 22% и 18% соответственно.

Кроме оценки наиболее частых цветовых предпочтений, учитывался также выбор позиции, которую отводили исследуемые для заданных понятий в ряду из восьми цветов. При этом цветовая последовательность разделялась на 4 части: 2 самые привлекательные окраски («+»), 2 менее привлекательные («×»), 2 ещё менее приятные («=») и два крайних справа, то есть отвергаемых цвета («–»). По М. Люшеру, понятия, оказавшиеся в группе «+» означают цель, к которой стремится испытуемый, «×» — истинное положение вещей, «=» указывает на безразличное, а «–» — на негативное отношение к стимульному материалу. Данные о структуре распределения некоторых понятий по четырём группам цветового ряда представлены в табл. 5.

Таблица 5

Частота распределения некоторых понятий-стимулов по группам цветового ряда (в процентах)

Понятия-стимулы 1-й курс 4-й курс
«+» «×» «=» «–» «+» «×» «=» «–»
«Моё прошлое» 25 25 23 28 27 30 23 23
«Моё настоящее» 68 18 13 3 63 23 7 7
«Моё будущее» 78 15 3 5 67 25 3 5
«Какой я на самом деле» 68 25 8 0 70 15 12 3
«Каким я хочу быть» 80 18 3 0 72 18 8 2
«Медицина» 50 30 1 5 33 35 20 12

Как видно из табл. 5, наиболее значимые различия цветовых предпочтений у студентов 1-го и 4-го курсов отмечались на следующие понятия-стимулы: «моё будущее», «какой я на самом деле» и «медицина». Четверокурсники чаще воспринимали грядущее уже не как цель, а как образ действия, а мнение о себе у них отличалось большим разнообразием по сравнению с как правило положительными представлениями первокурсников. Медицина для студентов 1-го курса также оказалась гораздо более привлекательным понятием.

Выводы

  1. Наибольший удельный вес в структуре базовых потребностей у всех исследуемых заняли семейные ценности («семья», «мой ребёнок», «дети»), что, возможно, связано с их многозначностью (биологический инстинкт, общение, социальный статус). Затем идут психологические мотивы поведения (самоактуализация, самоутверждение) и только потом — потребность в неформальных эмоциональных отношениях («любовь») и безопасности («материальное благополучие», «заработок»). Доминирование в цветовом выборе жёлтого (творческое начало) и зелёного цветов (мотив свободы) подтверждает значимость для тинэйджеров самовыражения и самоуважения. Относительно меньшая актуальность материальных потребностей объясняется, возможно, сохраняющейся зависимостью от родителей.
  2. К понятиям «моя профессия» и «медицина» студенты 1-го курса относились с большим энтузиазмом, но четверокурсники чаще ассоциировали их с понятием «моё увлечение». Можно предположить, что к 4-му курсу происходит расслоение студенческой массы на тех, кто действительно нашёл в медицине своё призвание и тех, кто не собирается работать по специальности. При этом среди альтернативных видов занятий у всех испытуемых лидировали «бизнес» и «моя фирма».
  3. Представления о выбранной профессии отличались у студентов 4-го курса большей прагматичностью. Они более реалистичны. У выпускников нет иллюзий по поводу связанных с медициной хороших заработков и материального благополучия. С другой стороны, они видят в будущей специальности и определённую социальную нишу («моя карьера»), и личную выгоду («дети»). Интересно также отметить, что первокурсники, увлекающиеся медициной, испытывали «страх», а студенты 4-го курса — «радость».
  4. Первокурсники больше надеялись на будущее и верили в настоящее, но чаще были недовольны собой вследствие завышенных требований. У студентов 4-го курса намеченная жизненная планка была гораздо «ниже» и соответствовала настоящим представлениям о себе. Прошлое все исследуемые относили к «приятному» реже, чем настоящее и будущее.
  5. Для первокурсников гораздо большее значение, по сравнению с другими социальными ролями, имело понятие «мой друг». Возможно, это проявление характерных подростковых форм поведения, в частности реакций имитации, группирования и др.
  6. Накопившаяся усталость (серый цвет) была более характерна для четверокурсников, а эмоциональная незрелость (фиолетовый) — для студентов 1-го курса.

Литература

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СПб: Питер, 1999. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  2. Соломин И. Л. Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации // Школьные технологии. — 2008. — № 1. — С. 159–168.
  3. Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации. — Л.: Институт им. В. М. Бехтерева, 1985. — 19 с.
  4. Свирепо О. А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М.: Института психотерапии, 2004. — 270 с.
  5. Собчик Л. Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практическое руководство. — СПб: Речь, 2001. — 112 с.


© «Новости украинской психиатрии», 2011
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211