НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

СУДЕБНАЯ СЕКСОЛОГИЯ: НЕРУТИННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В. В. Кришталь, П. Т. Петрюк, Т. А. Перевозная, В. Н. Кузьминов

* Публикуется по изданию:
Кришталь В. В., Петрюк П. Т., Перевозная Т. А., Кузьминов В. Н. Судебная сексология: нерутинные методы психологического исследования сексуальной сферы // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2007. — № 1. — С. 41–47.

Судебная сексология возникла на пересечении юридических, как уголовно, так и гражданско-правовых, аспектов сексуальности и сексологии как одной из междисциплинарных областей знания [1–7]. По аналогии с сексологией можно дать определение судебной сексологии как междисциплинарной области знаний, охватывающей биологические и социологические аспекты диморфизма в его взаимосвязи с юридически значимыми проявлениями жизнедеятельности человека.

Предметом исследования судебного сексолога-эксперта являются закономерности и особенности формирования полоролевых функций и осуществления сексуальной активности, имеющие юридическое значение и влекущее за собой определённые правовые последствия [2–4, 6].

Комплексная судебная сексолого-психиатрическая экспертиза (КССПЭ) — это экспертиза, объединяющая специальные познания эксперта-сексолога и эксперта-психиатра для совместного исследования психосексуальных особенностей подэкспертного лица в целях получения общего ответа на вопросы, входящие в их совместную компетенцию.

Следует подчеркнуть, что специфика предмета судебной сексологической экспертизы определяется особенностями сексуальности, в том числе её сексопатологическими вариантами, которые выявляются в ходе экспертного исследования, а также необходимостью установления их юридического значения и степени их влияния на характер и закономерности его полоролевой и сексуальной деятельности, имеющей значение для права. Специфика предмета КССПЭ определяется исследованием взаимодействия указанных особенностей с возможными отклонениями в психическом функционировании субъекта, а также их совместного воздействия на отражение окружающего и регуляцию поведения, имеющего юридическое значение.

Учитывая важность данного вопроса, мы поставили себе за цель обобщить известные психологические методы и результаты собственного накопленного опыта и таким образом отобрать наиболее важные нерутинные методы психологического исследования сексуальной сферы.

Материал и методы исследования

Проведён теоретический анализ большого ряда научных работ отечественных и зарубежных исследований, в которых освещаются вопросы психологического исследования сексуальной сферы. Проанализирован накопленный нами опыт применения нерутинных методов психологического исследования сексуальной сферы у 126 пациентов и подэкспертных лиц из разных отделений Сабуровой дачи в период с 1994 по 2006 годы. Методы исследования: теоретический, исторический, системный, клинико-психопатологический, психологический и экспертный.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде чем перейти к рассмотрению методов психологического исследования сексуальной сферы в рамках судебной сексологии, необходимо отметить, что они базируются на достигнутом в настоящее время уровне знаний, тесно между собой взаимосвязаны и не должны абсолютизироваться. Несомненно, что при психологическом исследовании сексуальной сферы, как и вообще в медицине, немаловажное значение имеет клиническое мышление врача, его опыт работы, степень квалификации и врачебной интуиции. И всё же общие ориентиры весьма полезны, особенно начинающим сексопатологам, психологам и психиатрам.

В судебной сексологии при решении различных экспертно-диагностических и научных задач положительно зарекомендовали себя следующие нерутинные психологические методы исследования:

  1. МиФ — Маскулинность и Фемининность (Т. А. Бессонова, 1994; Н. В. Дворянчиков, 1998). Методика позволяет установить индивидуальную степень выраженности маскулинности, фемининности и андрогенности; оценить пропорцию этих качеств в представлениях о полоролевых стереотипах; установить соотношение полоролевых и сексуальных предпочтений с представлениями о традиционных половых ролях; оценить возможность участия полоролевых стереотипов в регуляции полового поведения.

  2. Кодирование (З. Старович, 1992; А. А. Ткаченко, Г. Е. Введенский, Н. В. Дворянчиков, 2001). Эта методика может быть использована для изучения особенностей межличностного восприятия, самовосприятия, а также служить инструментом исследования представлений об образах потенциальных и реальных объектов сексуального влечения. Она позволяет выявить степень усвоенности полоролевых стереотипов, их дифференцированность, эмоциональное отношение к ним. Структурный анализ результатов теста направлен на исследование чёткости и дифференцированности представлений об образах «мужчины», «женщины» и «ребёнка». При обработке результатов теста в качестве параметров структурного анализа выделяется ассоциативно-семантическая близость стимулов, определяемая через степень совпадения ответов: степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций.

    Сущность метода заключается в том, что обследуемому поручается закодировать определённый объект по следующей схеме: воодушевлённый предмет — травянистое растение — дерево — музыкальный инструмент — сказочный персонаж — амплуа артиста цирка. Технически метод крайне прост в исполнении, однако интерпретация получаемых с его помощью данных трудна. Для правильной интерпретации эксперт должен разбираться в культурной, субкультурной, средовой и индивидуальной символике.

    При освидетельствовании лиц в процессе производства экспертизы по гражданским делам перечень объектов для закодирования чаще ограничивается собственной личностью обследуемого, личностью его супруга или постоянного сексуального партнёра. При производстве судебно-сексологической экспертизы по уголовным делам закодирование чаще охватывает, кроме того, и образ мужчины, образ женщины, а также сексуальные специфические или эротические объекты (например, при девиантных наклонностях).

  3. Ф–П–О — Фигура–Поза–Одежда (Д. К. Саламова, С. Н. Ениколопов, Н. В. Дворянчиков, 2001). Данная методика позволяет установить индивидуальные представления о полоролевых нормах субъектов на основе наиболее существенных полодифференцирующих атрибутов, особенности их усвоенности, структуру полоролевой идентичности, индивидуальные полоролевые и сексуальные предпочтения в соответствии с традиционными половыми ролями.

  4. ЦТО — Цветовой тест отношений (А. Е. Эткинд, 1985, 1987). Стимульный материал методики составляет перечень понятий по темам, позволяющим проследить как особенности идентификации субъекта со значимыми другими («мать», «отец», «друг» и т. д.), так и специфику его психосексуальной ориентации, полового самосознания («идеальный сексуальный партнёр», «реальный сексуальный партнёр», «мужчина», «женщина», «ребёнок», «мальчик», «девочка» и т. д.). Методика позволяет оценить чёткость половозрастной идентификации, особенности интериоризации полоролевых стереотипов, смысловой аспект сферы психосексуальных ориентаций, специфику эмоционального восприятия объекта сексуального предпочтения.

  5. ВиК — Власть и Контроль (J. W. Maddock, 1995). Методика базируется на предположении о реципрокном взаимодействии власти и контроля в структуре межличностных отношений и позволяет рассматривать их как целостный феномен. В основе опросника лежат специфические определения «власти» (т. е. «силы», как возможности оказывать влияние, доминировать, демонстрируя партнёру своё эмоциональное, физическое, моральное превосходство) и «контроля» (т. е. «управления», как возможности ограничивать или направлять это влияние). При этом поддержание баланса «власти» и «контроля» между партнёрами может обеспечиваться здоровыми гармоничными межличностными взаимоотношениями, которые определяются возможностью влиять на другого и ограничивать это влияние, что проявляется в двух основных бинарных структурах семьи: мужеско-женской и детско-родительской.

  6. Модификация теста Руки (E. Wagner, 1971; А. В. Герасимов, 1997). Модифицированный вариант теста Руки позволяет не только выявлять и исследовать просоциальные или асоциальные тенденции, но и проводить качественный анализ агрессивных установок личности, например, таких, как физическая (инструментальная) агрессия, предметно направленная, враждебная (экспрессивная) агрессия, аутоагрессивные тенденции.

  7. Модифицированная методика опознания лицевой экспрессии Изадра (К. Е. Изадр, 1980; Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова, 1998). Эта методика позволяет оценивать нарушения различных составляющих эмоциональной активности у лиц с отклоняющимся сексуальным поведением. Модификация этой экспериментальной процедуры позволяет установить нарушения эмоционального гнозиса (импрессивный компонент) и эмоционального мышления (субъективный компонент), проявляющиеся в искажённом восприятии и субъективной эмоциональной переработке эмоций по следующим параметрам: знак, модальность, интенсивность эмоций, количество выделяемых при классификации эмоциогенных изображений. Методика состоит из четырёх субъектов: «Ранжирование», «Классификация», «Четвёртый лишний» и «Узнавание».

  8. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко (Д. Я. Райгородский, 1998). Данная методика даёт возможность операционализации многофакторной модели эмпатии в виде индивидуального профиля эмпатических способностей (рассматривается многообразие эмпатических проявлений — когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты эмпатии). Методика позволяет выявлять нарушения составляющих эмпатию компонентов (определяемых по 6 шкалам) и высказывать предположения о влиянии уровня развития тех или иных эмпатических тенденций на сексуальное противоправное поведение.

  9. TAS-26 — Торонтская алекситимическая шкала Тейлора (Я. Д. Райгородский, 1998). Шкала выявляет трудности в идентификации и вербализации собственных чувств и эмоциональных состояний, т. е. уровень алекситимии, в основе которой могут лежать следующие когнитивно-аффективные особенности: трудности в определении (идентификации) и описании собственных чувств; трудности в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; снижение способности к символизации, о чём свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения; фокусирование в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

  10. Модифицированная методика «Пиктограмма» (Н. В. Дворянчиков, Е. В. Малькова, 2003). Модификация этой методики позволяет оценивать влияние представлений о полоролевых стереотипах на процессы восприятия, переработки и актуализации информации, имеющей отношение к полоролевой сфере. Стимульный материал составляют слова и словосочетания, оценённые экспертами как «мужские», «женские», «нейтральные». В данной методике сохраняется интерпретация, которая существует в обычной «Пиктограмме», но дополнена специфической для данной модификации интерпретацией. В этой интерпретации учитываются такие факторы, как латентное время, запоминание определённых слов и словосочетаний.

  11. Метод ранговой решётки Баннистера (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Элементами при психологическом исследовании являются описание некоторых специфических ситуаций, которые затрагивают эмоционально-значимые аспекты, имеющие существенное значение в плане восприятия и понимания ситуаций межпартнёрского сексуального взаимодействия. Результаты исследования позволяют выявить специфические особенности предпочтения потенциального или реального сексуального партнёра, наличие определённых установок, тех или иных особенностей, отражающих взаимосвязь личностных и ситуационных факторов в сфере межпартнёрского сексуального взаимодействия.

  12. Рисуночные методики — психорисунок (L. Gapik, 1978; B. Hornowski; 1982; K. Obuchowski; 1974; Z. Starowicz, 1985). Использование рисуночных проективных методик позволяет выявить отношение испытуемого к своему телесному облику, особенности половой идентификации, особенности восприятия половозрастных стереотипов, устойчивости переживания «образа Я», особенности эмоционального отношения к женщине, фиксированности на теме аффективно-значимых сексуальных переживаний и т. д. Могут быть рекомендованы следующие темы: «Рисунок человека», «Рисунок человека противоположного пола», «Рисунок человека со спины», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок женщины», «Рисунок мужчины». Так, к примеру, в бракоразводных делах могут быть такие темы, как «Мой брак», «Моя семья», «Будущее нашего брака» и т. п.; подозреваемого в совершении педофильных действий просят выполнить рисунок на тему «Рисунок ребёнка», а подозреваемого в геронтофилии — на тему «Рисунок пожилой женщины» и т. п.

  13. Шкала сексуальных возбуждений. Суть метода состоит в том, что обследуемому дают 30 (в последней модификации 42) карточек с текстом сексуального содержания и просят по ним определить собственную иерархию сексуальных возбудителей, разложив карточки в порядке убывания их значимости для свидетельствуемого (от наиболее позитивных к наименее позитивным и от наиболее негативных к наименее негативным). Использование метода имеет ряд достоинств: 1. Помогает обследуемому изложить эксперту свои сексуальные взгляды, что особенно важно для подэкспертных, которые по причине замешательства или стеснительности, либо в связи с незнанием специфической терминологии, не смогли ответить на соответствующие вопросы при вербальном анамнестическом обследовании (это очень важно при исследовании глухонемых, а также при наличии выраженного языкового барьера между экспертом и подэкспертным). 2. Позволяет эксперту установить позитивную и негативную иерархию сексуальных возбудителей для конкретного подэкспертного. 3. В случае обследования обоих партнёров позволяет определить уровень совпадения их сексуальных потребностей.

  14. Тест сексуального взаимодействия (J. Lo Piccolo, J. Steger, 1974) является методом диагностики сексуальных дисфункций на основе определения сексуальной приспособленности и сексуальной удовлетворённости партнёров в гетеросексуальной связи. Тест состоит из списка, содержащего 17 видов гетеросексуального поведения. Для каждого вида поведения (отдельного для мужчин и женщин) предусмотрено по 6 ответов на вопросы. Ответы распределены по 6-ступенчатой шкале. Затем, после получения ответов, касающихся всех 17 видов поведения, они суммируются для создания 11-профильной шкалы.

    Данный метод пригоден для применения его в экспертизах по гражданским делам, не говоря уже о том, что он применяется в клинике для диагностики сексуальной неприспособленности партнёров.

  15. Тест визуальной стимуляции заключается в демонстрации обследуемому фотографий, слайдов или фильмов сексуального или эротического содержания, одновременно с которой регистрируется и оценивается реакция подэкспертного на проводимую стимуляцию, а также изменения реакции в зависимости от тематики проецируемого изображения. Обычно отмечают реакцию зрачков и генитальную реакцию. Иногда производится исследование пульса и регистрация кожно-гальванической реакции. В процессе исследования подэкспертный в обнажённом виде лежит на кушетке. Вид и интенсивность проявлений реакций характеризуют уровень либидо у освидетельствуемого, его психосексуальную ориентацию и аутоиндентификацию в половой роли.

    В большинстве случаев в роли эксперта-сексолога выступает врач-мужчина, который производит обследование мужчины-подэкспертного. При этом, как правило, не возникает проблем с применением этого метода. Однако, если эксперт и освидетельствуемое лицо имеют разную половую принадлежность либо обследуемое лицо имеет гомосексуальные тенденции или наклонности, то целесообразность использования этого теста становится сомнительной, так как половая принадлежность эксперта способна заблокировать, извратить или усилить специфические реакции подэкспертного.

    Данный тест широко используется и в клинической практике, как в диагностических, так и в терапевтических целях. Использование метода в случаях судебной экспертизы вызывает решительный протест подэкспертного крайне редко. Чаще всего отказываются от использования теста лица, совершившие сексуальные убийства, а также освидетельствуемые, страдающие гиперлибидомией. В последнем случае мотивировкой отказа служит боязнь обследуемого перед тем, что у него может развиться бурная сексуальная реакция, проявлений которой при враче он стесняется [1].

  16. Тест дополнения предложения — это широко используемый в психологии метод исследования, характеризующийся определёнными правилами интерпретации полученных с его помощью данных. Данным методом могут пользоваться только врачи, имеющие соответствующую подготовку в области психологии. В сексологической практике используют сокращённый вариант теста, максимально приспособленный к специфике сексологического исследования. Подобным вариантом пользуются в клинике и психиатры. В основном тест используется медиками для дополнения анамнестических данных.

    Методика заключается в том, что обследуемому предлагают дописать готовые незаконченные фразы. Для исключения чрезмерной концентрации внимания обследуемого на смысле задания и предупреждения развития у него торможения и защитной реакции производят чередования позиций со специфической смысловой нагрузкой и с нейтральными по смыслу позициями. Специфические позиции данного теста служат для получения информации об эмоциональных, сексуальных, партнёрских чертах обследуемого и его установках в отношении пола. Приведём несколько вариантов обычно используемых позиций-предложений: женщина в сексуальной жизни более всего…; идеальная партнёрша в половой жизни должна…; идеалом мужчины для меня является…; думаю, что большинство женщин…; в половой жизни меня больше устраивает…; к мужчинам чувствую…; когда я чувствую, что женщина меня сексуально провоцирует, то…

    Применение данного теста одинаково эффективно как в случаях экспертизы по гражданским, так и по уголовным делам. Ценность теста повышается в тех случаях, когда формулировки предлагаемых обследуемому позиций-предложений способствуют спонтанным, а не обдуманным ответам на них.

  17. Тест Роршаха (Г. Роршах, 1921) является проективной методикой исследования личности, которая по своей популярности в зарубежных психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методов. Как правило, этот метод используется и при обследовании освидетельствуемых в ходе производства судебно-сексологических экспертиз. Следует подчеркнуть, что высокая ценность метода для его использования в сексологических целях практически оправдывает те затраты времени, которые необходимы врачу-сексологу для получения соответствующей психологической подготовки. Стимульный материал данного теста состоит из 10 стандартных таблиц с чёрно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурными) изображениями (так называемые «пятна» Роршаха).

    Обследуемого просят рассказать о возникающих у него при рассматривании этих пятен ассоциациях по принципу аналогии их с чем-либо или кем-либо. При этом регистрируется время реакции на каждую таблицу, записываются полные ответы обследуемого и отмечаются ещё некоторые показатели. Все полученные данные кодируются по специальной схеме и оцениваются по определённым правилам. Это позволяет применять этот метод в ограниченном, прикладном объёме для исследования лишь сексуальной сферы. Для этого используют следующую схему интерпретации результатов:

    1. Явные сексуальные ассоциации (чаще вызываются изображением таблиц II, III, VI, VII, IX).
    2. Скрытые сексуальные ассоциации (возникающие при ассоциациях изображений с видом внутренних органов человека или при ассоциациях символического характера).
    3. «Сексуальный шок» — отказ от ответа при просмотре таблиц, которые определены как «сексуальные» (по убывающей эти таблицы располагаются следующим образом: VI, IX, VII, III, II).
    4. Ответы с девиантным содержанием.

    Ответы девиантного содержания могут быть явными либо иметь символический характер. Так, например, эксгибиционисты чаще указывают на фаллические ассоциации, педофилы — на ассоциации с детьми или признаками строения их тела, склонные к анальным контактам лица — на анальные ассоциации (особенно низ таблицы VII). Обследуемые, имеющие проблемы с совершением полового акта, часто реагируют «сексуальным шоком» на таблицу IХ, импотенты — на таблицу VI, садисты и сексуальные убийцы реагируют, таким образом, на красный цвет пятен или на пятна, вызывающие у них ассоциации с пятнами крови и т. п. В специальной литературе можно встретить описание ответов, признанных специфическими для определённого типа психосексуальной ориентации личности (например, для гомосексуалов, бисексуалов, транссексуалов и т. п.). Но тем не менее и к интерпретации этих ответов всегда надо подходить индивидуально.

  18. Метод ассоциаций и воображения производится следующим образом. Освидетельствуемое лицо удобно ложится на кушетку, закрывает глаза и воображает определённые ситуации, предлагаемые экспертом, одновременно вслух комментируя возникшие образы. Метод применяется для дополнения анамнестического обследования, а также для выявления эмоциональных реакций обследуемого на конкретные события и лица. Метод крайне прост в осуществлении и одинаково приемлем при производстве экспертиз как по гражданским, так и по уголовным делам. В последнем случае использование теста особенно результативно при выяснении склонностей к сексуальной агрессии. Однако использование этого метода исследования в экспертизе по уголовным делам ограничивается тем, что подэкспертные часто проявляют защитные реакции при его применении.

    С помощью этого метода можно выяснить эротическую притягательность различных объектов для обследуемого лица, излюбленные им формы сексуальных ласк и позиций совершения полового акта, устанавливать наиболее чувствительные эрогенные зоны обследуемого, интенсивность появления у него сексуального возбуждения на определённые сексуальные раздражители (например, при наличии девиантного поведения).

Комплексное применение батареи методик позволяет не только объективизировать и верифицировать данные сексологического исследования, но и раскрыть целый пласт психологических феноменов, имеющих отношение к психосексуальной сфере: особенности полового самосознания, особенности восприятия сексуального партнёра, установки по отношению к сексуальному партнёру и т. д. [7–13].

Следует отметить, что кроме вышеописанных методов эксперты в своей работе могут использовать и другие методы исследования, в том числе и лично ими разработанные. Как известно, в сексологической литературе описано несколько десятков методов исследования, пригодных для использования в сексологической практике, а также публикуются новые. Многие эксперты используют в своей работе и те методы, с которыми они ознакомились в процессе зарубежных стажировок в области сексологии.

Существуют и инструментальные методы исследования, основанные на применении специальной медицинской аппаратуры для диагностики нарушений сексуальной жизни и дифференциальной диагностики обусловливающих их органических и функциональных причин. Для этих целей используются различные плетизмографы, термографы, фотоплетизмографы, приборы для измерения мышечного тонуса и т. п.

В своей работе эксперты широко используют, как нами уже отмечалось выше, распространённое в психологической и психиатрической практике тестирование. К дополнительным методам следует отнести и необходимое иногда рентгенологическое и компьютерно-томографическое исследования. В ряде случаев при производстве судебно-сексологической экспертизы требуются лабораторные методы исследования: чаще всего это исследования семенной жидкости, биохимическое исследование гормонального фона, цитогенетические исследования.

Необходимость применения указанных методов может стать причиной направления освидетельствуемого лица для обследования в высокоспециализированный медицинский центр. Подобная ситуация может сложиться и при наличии у эксперта диагностических сомнений и затруднений, например, в случаях неврологической, генетической или эндокринной патологии у обследуемого.

Таким образом, применение нерутинных методов психологического исследования в судебной сексологии является крайне актуальным как для решения экспертно-диагностических задач, так и для выделения перспективных научных направлений в применении психологических познаний в сексологии, а именно: 1) разработка комплексных реабилитационных и коррекционных программ для лиц, находящихся на принудительном лечении; 2) вопросы выделения мишеней психокоррекционного воздействия и критериев его эффективности, а также экспертной прогностической оценки рецидивного поведения лиц, находящихся на принудительном лечении; 3) вопросы психологической помощи жертвам сексуального насилия и их психологического сопровождения в период судебно-следственного разбирательства; 4) разработка новых методических и методологических подходов к составлению психологического портрета лиц, обвиняющихся в сексуальных преступлениях, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий; 5) психологическое обеспечение сопровождения и послеоперационной коррекции лиц после смены паспортного пола, а также психокоррекционная работа с пациентами, которым отказано в хирургической коррекции.

Литература

  1. Старович З. Судебная сексология / Пер. с польск. — М.: Юридическая литература, 1991. — 336 с.
  2. Кришталь В. В., Григорян С. Р. Сексология: В 4 ч. — Харьков: Академия сексологических исследований, 1999. — 1152 с.
  3. Ткаченко А. А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н. В. Судебная сексологическая экспертиза. — М., 1998. — Т. 1. — 358 с.
  4. Ткаченко А. А. Сексуальные извращения — парафилии. — М.: Триада-X, 1999. — 461 с.
  5. Чуприков А. П., Цупрык Б. М. Общая и криминальная сексология: Учебное пособие. — Киев: МАУП, 2002. — 248 с.
  6. Ткаченко А. А. Введение в судебную сексологию // Медицинская и судебная психология. Курс лекций / Под. ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2005. — С. 242–265.
  7. Дворянчиков Н. В. Психологическое исследование в судебной сексологии // Медицинская и судебная психология. Курс лекций / Под. ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2005. — С. 78–98.
  8. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина, 1983. — 312 с.
  9. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов; Отв. ред. С. Б. Крымский — Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
  10. Саланова Д. К., Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Проективная методика «Фигура–Поза–Одежда» // Журнал практического психолога. — 2000. — № 10–11. — С. 87–103.
  11. Саламова Д. К., Ткаченко А. А., Ениколопов С. Н. Стратегия психологического исследования лиц с дисфорией пола // Российский психиатрический журнал. — 2002. — № 2. — С. 33–40.
  12. Дворянчиков Н. В., Малькова Е. А. Использование модифицированной методики «Пиктограмма» для установления влияния гендерных схем на когнитивные процессы // Сексология и сексопатология. — 2003. — № 1. — С. 20–25.
  13. Большая энциклопедия психологических тестов / Сост. А. Карелин. — М.: Эксмо, 2005. — 416 с.

Консультации по вопросам судебно-психиатрической экспертизы
Заключение специалиста в области судебной психиатрии по уголовным и гражданским делам


© «Новости украинской психиатрии», 2008
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211