НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

К ПОСТРОЕНИЮ «ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ»

Ю. Ю. Чайка

* Публикуется по изданию:
Чайка Ю. Ю. К построению «личностно-смысловой проективной методики» // Український вісник психоневрології. — 1999. — Т. 7, вип. 1. — С. 120–122.

Для задач, стоящих перед клинической психологией, общеизвестна и несомненна ценность проективного метода исследования личности, но известен также и тот факт, что в этой области сложился определённый дефицит методик. Целью нашей работы являлась разработка такой проективной техники, которая выявила бы личностные смыслы отрицательных эмоциональных переживаний у лиц, страдающих депрессивными расстройствами. Известно, что в отечественной психологии не существует аналогичной методики [3], а психологическая диагностика стёртых депрессивных состояний, в частности постшизофренических депрессий, вызывает значительные трудности [1, 5, 6].

Методологической основой разрабатываемой нами методики послужили традиционные для отечественной психологической науки теоретические положения. Это теория отношений В. Н. Мясищева (1973) [7], теория направленности С. Л. Рубинштейна (1946) [8], рассматривающая личность как систему динамических, внутренне напряжённых тенденций, организовывающих человеческую деятельность, и концепция «личностных смыслов» деятельности, введённая А. Н. Леонтьевым (1973) [4].

В предлагаемой нами методике выявление малоосознаваемых переживаний достигается за счёт интерпретации испытуемыми символической живописи с «атрибутивным» проецированием различных личностных структур. Ценность символической интерпретации для проективных техник не нуждается в комментариях, достаточно упомянуть такие известные и признанные тесты, как тесты Роршаха и Люшера. Идея использования символической живописи для выявления и интерпретации различных психических феноменов принадлежит К. Г. Юнгу [13], в рамках же юнгианской психологии проблеме символизма в изобразительном искусстве посвящена работа А. Яффе, 1964 [14]. Известно, что Д. Ван Леннеп в 1948 г. создал проективную методику «Тест Четырёх Картин» с использованием в качестве стимульного материала символических картин с интерпретацией результатов по образцу ТАТ (цит. по Л. Ф. Бурлачук, 1999) [3].

Исследуя личностные переживания с помощью символической живописи, мы придерживались классического понимания символа, как «динамической и полисемантической реальности» (Г. Башляр, 1943) [10], а при интерпретации их опирались на общепринятую теорию символов в изложении Г. Бидерманна (1996) [11], В. Бауэра (1995) [9] и X. Э. Керлот (1994) [12]. Из трёх возможных уровней интерпретации символического: космогонического, биопсихологического и метеорологического, мы, соответственно нашей задаче, выбрали биопсихологический уровень с психосоциальным аспектом.

Стимульный материал предлагаемой нами методики состоит из десяти цветных репродукций стандартного размера 28 на 18 см с картин различных западноевропейских художников, выполненных в различных техниках направления символической живописи. Данные репродукции были объединены издателями в альбом под названием «Виденье депрессии», который предназначался для иллюстрации различных аспектов депрессивных состояний. Каждую из десяти репродукций мы использовали в качестве субтеста для выявления направленности личности на ту или иную проблему. Каждому из субтестов мы присвоили кодовое обозначение в виде букв славянского алфавита. Ниже мы приводим описание субтестов, их символических значений и направленностей.

Субтест «А» — на переднем плане изображён обнажённый женский торс с выраженной мускулатурой, а на заднем — силуэт сидящего мужчины. Трактуя символы не на биологическом, а на психологическом уровне, мы констатируем, что изображённая ситуация на указанном уровне символизма вскрывает не либидинозные проблемы, а известный феномен «Андрогина» — двуполого существа, символизирующего стремление человека к гармонии и к беспроблемным неформальным отношениям. Таким образом, на психосоциальном уровне символического данный субтест вскрывает проблему — направленность личности на «Неформальные отношения с лицами противоположного пола».

Субтест «Б» — изображена комната с нарушенными пропорциями, в которой на переднем плане расположена кровать с иглами. Символическое значение данной фигуры — «Тернии», находящиеся в жилой комнате. Этот символ отражает направленность личности на проблему «Микросоциальных отношений».

Субтест «В» — изображён мужчина с неопределённой полосой на глазах, стоящий спиной к морю, в котором находятся люди. Символ «Море» в позитивном значении обозначает биопсихологическую энергию, а в негативном — чувство неопределённой угрозы. Мужчина на переднем плане отражает самость. Таким образом, данный субтест выявляет направленность личности на проблему «Одиночества».

Субтест «Г» — картина, выполненная в стиле примитивизма, изображает южный тропический пейзаж с восходящим солнцем. Символизм «Пейзажа» отражает степень внутренней диалогичности и рефлексивности, а символизм «Солнца» выявляет направленность личности на проблему «Будущего».

Субтест «Д» — на картине изображена лестница над пропастью, упирающаяся в кирпичные стены, рядом с лестницей находятся проёмы. Символизм данной картины заключается в «Лабиринте», что в позитивном значении отражает преодоление, нахождение и развитие, в негативном — стагнацию. Таким образом, данный субтест выявляет направленность личности на проблему «Цели и преград на жизненном пути».

Субтест «Е» — за неопределённой конструкцией, напоминающей завесу, виден силуэт мужчины. Символ «Завесы» обозначает неопределённую, неизвестную преграду. Данное символическое значение отражает направленность личности на проблему «Свободы».

Субтест «Ж» — изображена пожилая женщина с печально-отрешённым выражением лица, сидящая на кухне. Символическое значение «Старости» в положительном аспекте обозначает самореализацию, а в отрицательном — бессилие. Таким образом, данный субтест отвечает направленности личности на проблему «Самореализации».

Субтест «З» — изображена раздвоенная фигура человека — символ «Двойственности», который отражает направленность личности на проблему «Внутренней противоречивости».

Субтест «И» — на картине головы двух людей, соединённые цепью. Ведущий символ — «Связь», обозначает либо позитивную, либо негативную взаимозависимость людей. Таким образом, данный субтест отражает направленность личности на проблему «Взаимозависимости людей в социуме».

Субтест «К» — изображено гуманоидное существо в символической форме «Монстра», что отражает направленность личности на проблему «Страха перед агрессией».

Методика тестирования стандартизирована и включает в себя два этапа: процедуру проведения тестирования и обработку полученных результатов исследования с последующим анализом.

Процедура проведения тестирования проводится в два этапа: первый — предъявление стимульного материала в условиях глухой инструкции, и второй — стандартизованная беседа. Испытуемому предлагаются одновременно все десять субтестов со следующей глухой инструкцией: «Рассмотрите эти картины и разложите их в следующем порядке — от наиболее понравившихся до самой непонравившейся». При этом время на выполнение задания не ограничивается. Тестирование проводится в отдельном помещении, в доброжелательно-нейтральной обстановке. В случае затруднений в понимании инструкции она даётся повторно, при этом можно указать: «Разложите картины так, как Вам нравится». Такая инструкция требует от испытуемого проявить свою внутреннюю активность в отношении неоднозначных символов, вступить с ними в активную систему отношений, проявить свои динамические организующие тенденции. Выполнив инструкцию, испытуемый ранжирует все десять субтестов по степени их приемлемости.

Второй этап процедуры тестирования — стандартизированная беседа, проводится вслед за первым и заключается в получении ответов на четыре стандартных вопроса (по каждому субтесту отдельно):

1) «Понравилась ли картина и чем?»; 2) «Что изображено на картине?»; 3) «Как бы Вы назвали эту картину?»; и 4) «Что бы Вы могли изменить или дополнить в ней?». Все ответы испытуемого тщательно фиксируются на бумаге, отмечаются также сопутствующие мимические или поведенческие реакции. Данный этап также не ограничивается во времени, испытуемого не следует торопить, а позиция экспериментатора должна оставаться нейтрально-благожелательной. На этом этапе тестирования допускаются лишь простейшие уточняющие вопросы: «Что Вы имели в виду?», «Объясните, почему Вы её так назвали?». Этим процедура проведения тестирования заканчивается.

Обработка полученных результатов также включает в себя два этапа и проводится по каждому субтесту отдельно.

Первый этап состоит в присвоении каждому субтесту балльной оценки по следующей шкале:

4 балла — картина понравилась безоговорочно; 3 балла — картина понравилась, но не полностью или вызывает противоречивое отношение; 2 балла — картина не понравилась; 1 балл — картина вызывает неприятие; 0 баллов — отказ от рассмотрения данной картины. Определённая балльная оценка отражает ту или иную степень эмоциональной реакции испытуемого на содержательную и формальную сторону субтестов.

Второй этап обработки полученных результатов состоит в содержательном выделении и категоризации отдельных структур личности. При этом мы исходили из того, что ответ на первый вопрос — «Понравилась ли эта картина и чем?», отражает, во-первых, доминирующую эмоциональную реакцию испытуемого (покой, неуверенность, беспокойство), во-вторых, степень осознанности эмоциональных переживаний (идентификация, подавление, вытеснение) и, в-третьих, ведущие адаптивные механизмы личности. Ответы на второй вопрос — «Что изображено на картине?», могут выявить следующие структурные элементы личности: чувства, эмоции, состояния, личностные черты, а также сопутствующие им потребности. Кроме того, характер ответа на второй вопрос выявляет степень активности личности на предъявленный стимул. Это либо статичное описание ситуации, свидетельствующее об отстранении от проблемы, либо динамичное описание, отражающее актуальность данной проблемы для личности. Ответ на третий вопрос: «Как бы Вы могли назвать эту картину?», заставляет испытуемого выразить своё отношение и дать оценку изображённой символической ситуации, следовательно, он является интегральным и смыслообразующим. Таким образом, ответ на третий вопрос выявляет конкретный личностный смысл, создаваемый испытуемым в ответ на предложенную проблему — направленность субтеста. Ответ на четвёртый вопрос — «Что бы Вы могли изменить, дополнить в картине?», позволяет выявить ведущие личностные реакции: экстрапунитивные, интрапунитивные, либо импунитивные.

Для стандартной интерпретации, выявленных в символической форме личностных переживаний и реакций в общепринятые психологические термины, нами разработан «Толковый Словарь Психологических Символов». Используя этот «Словарь…», выявленные у испытуемых личностные образования заносят в стандартный «Банк обследования», который включает в себя код субтеста, его ранговое место, балльную оценку, конкретный личностный смысл направленности, а также проекции личностных образований по следующей схеме: структурные элементы личности (чувства — эмоции, состояния, личностные черты, стремления, потребности), динамические характеристики личности (статика, поведенческая, интра-, интерсубъективная динамика); адаптивные механизмы и тип реагирования.

Анализ полученных результатов обследования испытуемых проводится, исходя из принятых нами методологических принципов, согласно которым мы рассматриваем личность как систему отношений человека к своему внутреннему миру и окружающей действительности [7]. Эта система отношений проявляется в различных видах направленности [8] и реализуется через конкретные личностные смыслы [4]. Переживанием же этих личностных смыслов и будут различной степени осознанности конкретные чувства, состояния, стремления, потребности с их адаптивными механизмами и динамическими характеристиками.

Испытуемые, проявляя свою внутреннюю активность в отношении неоднозначных стимулов, придают им позитивную, неопределённую или негативную оценку, соответствующим образом ранжируя субтесты. Таким образом, субтесты, занимающие первые ранги с положительной оценкой (что соответствует 4–3 баллам по нашей шкале), отражают позитивные для испытуемого личностные смыслы направленностей, и соответственно на них проецируются положительные переживания. Субтесты, занимающие средние ранги с неопределённой или негативной оценкой (3–2 балла), отражают личностные смыслы с неопределённым для личности отношением и соответственно противоречивыми переживаниями. А субтесты, занимающие нижние ранги с негативной оценкой (2–0 баллов), отражают негативные для личности смыслы, вытесненные проблемы и отрицательные переживания. Исходя из динамического аспекта, представленные личностные смыслы направленностей выражают соотношение между позитивными «Стремлениями», неопределёнными «Переживаниями» и негативными «Опасениями». Это динамическое соотношение мы определили как «Пропорцию личности», соответственно ей выстраивается «Профиль личности», который может принимать четыре основных формы: «Стремящиеся — достигающие» личности, «Стремящиеся — отстраняющиеся» личности, «Переживающие» и «Опасающиеся» личности, с проекцией, в каждом конкретном случае, типичных и индивидуальных личностных образований.

Таким образом, разрабатываемую нами методику, согласно классификации проективных техник Л. Франка с дополнениями Л. Ф. Бурлачука (1997) [12], можно отнести к интерпретативно-импрессивным техникам с проекцией личностных смыслов и некоторых личностных образований, преимущественно чувств, эмоций и состояний.

Литература

  1. Беляев Б. С. и др. Клинико-патопсихологические исследования особенностей личности и эмоциональности больных аффективными психозами // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1990. — Т. 90, вып. 4. — С. 80–86.
  2. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.
  3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  5. Копытня А. И. Применение некоторых клинико-психологических методик для дифференциальной диагностики депрессивных состояний // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1990. — Т. 90, вып. 4. — С. 95–99.
  6. Михайлова Е. С. и др. Эмоциональная реактивность больных депрессией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1990. — Т. 90, вып. 4. — С. 86–91.
  7. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалеева. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1995. — 356 с.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер Ком, 1998. — С. 435–644.
  9. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. — М.: Крон-пресс, 1995. — 512 с.
  10. Башляр Г. Вода и грёзы: Опыт о воображении материи / Пер. с фр. — М.: Гуманитарная литература, 1998. — 268 с.
  11. Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем.; Общ. ред. и предисл. И. С. Свенцицкой. — М.: Республика, 1996. — 335 с.
  12. Керлот X. Э. Словарь символов / Пер. с англ. — М.: RELF-book, 1994. — 608 с.
  13. Юнг К. Г. Подход к бессознательному // Человек и его символы / Под ред. К. Г. Юнга / Пер. с англ. — СПб: Б.С.К., 1996. — С. 16–113.
  14. Яффе А. Символизм в изобразительном искусстве // Человек и его символы / Под ред. К. Г. Юнга; Пер. с англ. — СПб: Б.С.К., 1996. — С. 298–375.


© «Новости украинской психиатрии», 2003
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211