НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЩАЕМОСТИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ОККУЛЬТНОЙ МЕДИЦИНЫ

А. Бачериков, П. Петрюк, Т. Бредня, Э. Курмель, Л. Степаненко

* Публикуется по изданию:
Бачериков А., Петрюк П., Бредня Т., Курмель Э., Степаненко Л. Некоторые вопросы обращаемости психически больных к представителям оккультной медицины // Вісник Асоціації психіатрів України. — 1999. — № 3. — С. 145–151.

Главной задачей любого закона о психиатрической помощи является защита прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи от необоснованного вмешательства в их жизнь. Отношение к методам оккультной медицины в психиатрической и психотерапевтической практике, по нашему глубокому убеждению, должно быть отнесено к этическим проблемам. Этическому осмыслению подлежит врачебная оценка оккультных воздействий и рекомендации психически больным по поводу применения или отказа от применения подобных нетрадиционных методов терапии. Что считать этичным — врачебный запрет пациенту обращаться к представителям оккультной медицины или поощрение этих действий? Насколько этичным будет размышление типа: «Раз помогает — значит хорошо»? Если врач как представитель науки и научного мировоззрения поощряет распространение мифологического мышления, то следует ли признать его поступки этичными? Думается, что нельзя [5, 6].

В настоящее время некомпетентность и коррумпированность руководителей здравоохранения, по мнению С. Ф. Глузмана, привела к открытой активной практике медицинских злоупотреблений, бессмысленных и опасных для здоровья экспериментов над людьми. Наиболее ярко сложившуюся ситуацию характеризует следующее: за годы независимости МОЗ Украины выдало 7000 лицензий на медицинскую практику всевозможным экстрасенсам и хилерам, не имеющим вообще медицинского образования. При попустительстве МОЗ Украины многие дипломированные врачи подменяют традиционную медицинскую практику так называемыми нетрадиционными методами лечения (экстрасенсорное воздействие, гипноз и т. д.) [2].

Действительно, состояние в нашей психотерапии напоминает состояние в православной церкви — функции лидеров взяли на себя колдуны и экстрасенсы, священников — лидеры численных сект. В такой ситуации есть одна альтернатива — это развитие современной отечественной психотерапии, объединение специалистов в ассоциации, руководство подготовкой психотерапевтов и контроль за их практикой [6].

Следует подчеркнуть, что методами оккультной медицины в древности лучше всех владели жрецы, позднее — душевнобольные и юродивые, а в наше время — экстрасенсы [4].

Психиатры должны с удесятерённой энергией высмеивать всякого рода суеверия и брезгливо относиться к врачам, пошедшим на поводу у жуликов и пропагандирующих астрологию, знахарство, веру в колдунов, вампиров, экстрасенсов и прочую галиматью. В России зарегистрировано около трёхсот тысяч разного рода целителей, значительная часть из которых — душевнобольные, нашедшие в знахарстве способ самокомпенсации. Но самокомпенсируя себя, они декомпенсируют народ. Мы же должны думать обо всех — не только о душевнобольных [1].

В этой связи, нами в клиническом психиатрическом отделении городской клинической психиатрической больницы № 15 (отделение для впервые заболевших) проведён опрос больных и их родственников с целью изучения обращаемости психически больных к различным представителям оккультной медицины. На момент исследования в женской психиатрической клинике находилось 90 больных с различными формами психических расстройств в возрасте от 18 до 67 лет. Опрос проводился по разработанной нами анкете, позволяющей получать ответы на вопросы, связанные с обращаемостью пациентов к представителям оккультизма в период до обращения их к специалистам, кратностью обращения, длительностью лечения, его стоимостью и прочим.

Оказалось, что из всей группы обследованных психически больных только 14 человек (15,6%) до обращения к психиатрам не обращались к представителям оккультной медицины, в связи с отрицательным отношением к этому виду помощи и к религии.

Представителей оккультизма можно разделить на четыре группы: 1) экстрасенсы; 2) йога; 3) «бабки»; 4) ясновидящие и гадалки.

Наибольшей популярностью пользуются так называемые экстрасенсы, которые по утверждению больных, во время сеансов «водят руками». Однако, кроме пасов, представители экстрасенсорики пользовались также и иглорефлексотерапией, предлагали больным держаться руками за «магический» кристалл, который якобы предварительно был «заряжен». Иглотерапия использовалась нередко не только в традиционном понимании, но и несла в себе особый смысл, например, иглы ставились на область сердца, так как оно «находилось под плохим влиянием». Применялись различного рода вибраторы на область печени или другие органы, массаж вдоль позвоночника. Также использовали пульсирующий свет — «меня как кодировали». Часто экстрасенсы пользовались различными наборами трав, причём очень обширными, беспорядочными и нередко взаимоисключающими по своему фармакологическому действию и составу. Характерным было также и то, что пациентов заставляли читать Библию, ходить в церковь. Как правило, целители такого рода ориентировали больных на лечение в виде курсов, каждый в среднем по 10 сеансов, стоимостью каждого около 25 у. е. В ситуациях, когда больные отказывались посещать экстрасенсов, родственники пользовались такими услугами их, как лечение по фотографии или на расстоянии. Так, одна из родительниц заплатила за такую «помощь» 800 у. е., чтобы на её дочь оказывали воздействие в течение нескольких месяцев. Экстрасенсы также «заряжают» иконки, образки, проводят так называемую «диагностику руками» и естественно у каждого из больных находят «неправильную формулу» костного мозга, крови и прочего.

Нелишним следует заметить, что если родственники «замечают», что с их ребёнком происходит что-то неладное, то это происходит уже на стадии развёртывания клинических проявлений заболевания. Естественно, обращение больных с развивающимся психозом к целителям приводит не только к более быстрому развитию заболевания, но и к фиксации болезненных переживаний на самом факте обращения к тому или иному целителю — «мне сказали, что я быстрее всех вылечусь, так как у меня особые способности, стукнула меня по рукам, а теперь я всё время слышу её голос». Больных уверяли, что они обладают особым даром — «контактёр», «чистильщик», отсюда появлялись идеи обладания особыми способностями — «я должна людей энергией заряжать, должна смотреть каждому в глаза и желать добра». У больных появлялось ощущение, что на них влияют при помощи гипноза. Возникало чувство двойственности, начинали прислушиваться к себе: «думаю об одном, а при этом прислушиваюсь. Такая катавасия в голове, я как в ловушке и не могу из неё выйти, хотела с собой покончить». Нередко целители запрещают больным обращаться к врачам, принимать лекарства.

Анализируя обращаемость наших пациентов к так называемым йогам, замечаем, что они предпочитают работать с аудиторией, проповедуя различные направления — агни-йога, махариши и т. д. Причём, некоторые пациенты отметили, что среди них встречаются откровенно психически больные — «у него была спонтанная речь, непоследовательная, кусками», «винегрет». Такие целители уверяют, что у больных от рук исходит поле — «я вас кодирую на лучшее, в вас радость». Посещая йогу, пациенты отмечали, что пока они осваивали физические упражнения — асаны, то чувствовали себя неплохо, но когда их начинали обучать технике медитации, то эта информация пугала, шокировала, особенно предупреждения о близком конце света. У больных такое воздействие приводило к развитию бредовых идей — «Карма приказывает, что делать, у меня своё задание. Происходит столкновение миров». Развиваются галлюцинации: «Я общаюсь с духовными лидерами», «Это влияние космического плана, меня ведёт поток, я ощущаю его своим телом», «Я проходила практику второго рождения — реберсинг», «Здесь задействована медитация, нарушается энергетика». Их учили, что существует так называемый «тонкий мир» — существа, которые мы не воспринимаем, но после смерти туда все перемещаются. Что в этом мире много сложностей, ловушек, западней. Мы связанны с «тонким миром» мыслями, из-за неправильного мышления мы попадем в западню. Вследствие такой идеологии больные начинали сомневаться в своих мыслях, поступках, начинали себя контролировать, анализировать свои действия, постепенно появлялся страх, что что-то не так сделано. «К земле приближаются огненные энергии, которые будут сжигать тёмную энергию», т. е. тех, кто вёл себя неправильно. У больных появлялись мысли и страх, что «у меня тёмная энергия, всё не так, надо куда-то убегать». Их заставляли читать мантру или молитвы. Нередко при этом какой-нибудь другой — «специалист» внушал, что молиться надо очень осторожно, так как на одну и ту же молитву можно «притянуть» и плохое и хорошее. Страх совершить ошибку постепенно заполняет сознание — «Я лишилась нормальных эмоций», «Стала затравленной и забитой», «Всё потускнело и посерело, исчезли чувства к близким, к детям — этого тепла не хватает моему ребёнку», «Внутри что-то сломалось». Как видим, такое воздействие приводит к развитию механизмов бредообразования, причём, что особенно важно, по нашим наблюдениям, у лиц с пограничными психическими расстройствами.

Традиционно у нашего населения обращение по любому поводу к «бабкам». Здесь читают молитвы, выливают воск, и, как по тесту Роршаха, отгадывают, кто поделал и на что, кому на болезнь, а кому и на смерть, много недоброжелателей, что-то шепчут, приговаривают — «На смерть поделано, ты должна ко мне ходить, а то умрёшь через год», «Ты заслужила свои грехи и должна за них отвечать». Как правило, больным в состоянии психоза ставят «диагноз» — сильный испуг или сильный сглаз. Позже дают пить воду, рисуют на воде ножом крест. Находят в одежде доказательства сглаза в виде свалявшихся ниток и мусора. Бросают спички в банку с водой — если спичка плавает — это хорошо, а если спичка ко дну прилипает — значит, поделано на смерть, затем советуют спички бросать на дорогу. Нередко инструкции носят довольно сложный характер, например, предлагают три раза проглотить воду, ею же помыть ноги, лицо умыть и не вытирать, а затем на рассвете эту воду вылить на перекрёстке. Одна из пациенток помимо лечения «души», лечила ещё и панариций, да так, что потом хирурги с большим трудом спасли палец. Надо отдать должное, что такие практикующие старушки, как правило, не требуют какой-либо определённой платы, а оставляют её на усмотрение посетителей. Однако, появились ясновидящие «новой» формации, которые навязывают свои услуги любыми, в том числе и нецивилизованными методами, к примеру, одной из наших больных такой целитель сказал, что только он может спасти её, если она «этого не сделает», то пойдёт по миру, родители её бросят, она не сможет нормально жить, а у её мужа кто-то появится и он будет гулять. Нередко эти целители занимаются и саморекламой — «Ко мне привозили невстающих, ушли своими ногами».

Обращение к гадалкам, как правило, носило однократный характер. Настолько был очевиден обман, что больные к их услугам больше не прибегали. Цыганки обычно гадают по руке, но также заставляют совершать ритуальные действия — взять головной платок, сжечь его на кладбище, яйцом поводить по животу и затем закопать его на кладбище, молитву переписать и носить её с собой.

К лечению подключаются и служители церкви, которые дают пить святую воду, мочу, а в монастырях практически действуют, можно сказать, и дневные стационары, правда, лечение в них сводится к длинному монотонному чтению молитв, бесплатному труду на хозяйствах монастырей и с небольшим перерывом, по много часов в день, доведя людей до исступления, обморока, рвоты.

Длительность этого так называемого лечения у основной массы больных составляла от 2 до 8 месяцев, но у 5 больных (5,6%) такое целительство заняло 2–3 года. К сожалению, когда эти больные обращались к специалистам, то приходилось уже иметь дело с грубым хроническим процессом, с уже сформировавшимися негативными изменениями психики. Единственная помощь психиатра заключалась в оказании социальной помощи — оформление группы инвалидности и назначение паллиативного лечения. Проведённый опрос больных и родственников показал, что 76 больных (84,4%) вначале обращаются за помощью к неспециалистам. С одной стороны, это связанно с негативным отношением к психиатрии, а с другой, является отражением иждивенческой психологии, надежды на чудо. Очевидно, что практика целителей в области психических заболеваний приводит к формированию ритуального поведения, затрагивая механизмы бредообразования у лиц с пограничными психическими расстройствами, у больных же шизофренией такое влияние приводит к непосредственному развитию бредовых идей, галлюцинаций.

В качестве эпилога хотим привести цитату из романа И. А. Гончарова «Обрыв»: «Меланхолихой звали какую-то бабу в городской слободе, которая простыми средствами «лечила» людей и снимала недуги как рукой. Бывало после её лечения, иного скоробит на весь век в три погибели, или другой перестаёт говорить своим голосом, а только кряхтит потом всю жизнь; кто-нибудь воротится от неё без глаза или без челюсти — а всё же боль проходила, и мужики или баба работали опять. Этого было довольно и больным, и лекарке, а помещику и подавно. Так как Меланхолиха практиковала только над крепостными людьми и мещанами, то врачебное управление не обращало на неё внимания. Между тем, чуть у которой-нибудь внучки язычок зачешется или брюшко немного вспучит… скакали… в город, за доктором» [3].

Вне сомнения, вся медицинская общественность, в том числе и психиатрическая, должны вести постоянную и непримиримую борьбу с представителями оккультной медицины, которые являются представителями так называемого мифологического мышления и наносят существенный вред всему населению нашей страны.

Литература

  1. Буянов М. И. Письмо главному редактору Вестника АПУ // Вісник Асоціації психіатрів України. — 1998. — № 1. — С. 134–138.
  2. Глузман С. Переписка АПУ с госпожой Ани Добантон (Посольство Франции в Украине) // Вісник Асоціації психіатрів України. — 1998. — № 4. — С. 155–157.
  3. Гончаров И. А. Обрыв: Роман в пяти частях. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — С. 54.
  4. Лаврин А. П. Хроника Харона. — М.: Московский рабочий, 1993. — 511 с.
  5. Менделевич В. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Техлит: Медицина, 1997. — 496 с.
  6. Преступления в психиатрии / Авт.-сост. Т. Б. Фадеева. — (Энциклопедия преступлений и катастроф). — Минск: Современный литератор, 1998. — 512 с.
  7. Самов’юк Л. І. Лист до редакції // Вісник Асоціації психіатрів України. — 1998. — № 3. — С. 156–157.


© «Новости украинской психиатрии», 2002
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211