НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ СРЕДИ ХАРЬКОВЧАН (1959–1999 ГГ.)

А. А. Сердюк

* Перевод с украинского
* Публикуется по изданию:
Сердюк О. О. Соціологічний аналіз динаміки та структури вживання алкоголю серед харків’ян (1959–1999 рр.) // Вісник Національного університету внутрішніх справ. — Харків, 2002. — Вип. 18. — С. 495–499.

В рамках международного научно-исследовательского проекта «Динамика и социокультурный механизм распространения наркотиков в молодёжной среде после ІІ-й Мировой войны» («The dynamic, socio-cultural context and subjective conditions of the spread of illegal drugs amongst young people since the Second World War») выполненных при поддержке фонда «INCO-Copernicus» (научный руководитель проекта — проф. В. А. Соболев, ответственный исполнитель — к. ф. н. И. П. Рущенко), автором в составе коллектива исследователей был проведён анализ динамики и структуры потребления аддиктивных веществ в послевоенное время. С этой целью был произведён ретроспективный опрос, предполагающий обращение к различным возрастным группам. Его предметом являются факты прошлого, информация о юношеском опыте и биографических обстоятельствах жизни респондентов до 25-летего возраста. Поскольку опрос был сориентирован прежде всего на доэпидемический период, массив был ограничен только мужчинами. Опрашивались мужчины, которым в 1959, 69, 79, 89, 99 гг. исполнилось от 20 до 24 лет. Это означает, что опрашивались респонденты следующих годов рождения: 1-я группа 1935–1939 г. р.; 2-я группа 1945–1949 г. р.; 3-я группа 1955–1959 г. р.; 4-я группа 1965–1969 г. р.; 5-я группа 1975–1979 г. р. Данные по возрастным группам рассчитывались по переписи населения 1989 г. Дополнительным ограничительным условием являлось проживание респондента в возрасте 20–24 года в г. Харькове. Это ограничение связано с неравномерным распространением наркотиков в разных регионах страны. В каждой группе было опрошено около 500 человек, всего — 2500 респондентов.

Опрос проходил в форме индивидуального анкетирования или интервьюирования. Здесь представлены данные, касающиеся только потребления алкоголя.

С целью изучения динамики распространения потребления алкоголя, мы рассмотрели частоту испытываемого респондентами опьянения сильной, средней и лёгкой степени. Так, общая динамика (в %) количества респондентов, испытывавших в дни своей молодости алкогольное опьянение различной степени, приведена на рис. 1.

Динамика фактов испытываемого респондентами опьянения

Рис. 1. Динамика фактов испытываемого респондентами опьянения

Мы можем наблюдать общую тенденцию к увеличению процента молодых людей, испытавших алкогольное опьянение лёгкой и средней степени. Это наглядно иллюстрируют линии полиномиального тренда (величина достоверности аппроксимации представлена на рисунке). Однако следует отметить, что этот рост незначителен и тенденции изменения процента лиц, испытавших сильное опьянение, которые описаны на рисунке соответствующей линией тренда, весьма неопределённы. Динамика частоты испытанного респондентами лёгкого алкогольного опьянения, опьянения средней силы и сильного алкогольного опьянения характеризуется относительной стабильностью. Респонденты в основном испытывали лёгкое алкогольное опьянение с частотой от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц, опьянение средней силы — от 1 раза в месяц до 1 раза в год, а сильное алкогольное опьянение — в основном от 1 раз в полгода до 1 раза в год. Чем сильнее опьянение, тем реже его испытывали респонденты, и это практически не изменилось с послевоенного времени.

На наш взгляд, вышеописанное следует дополнить иллюстрацией возрастной структуры процента респондентов, испытавших алкогольное опьянение различной силы за 7 дней, предшествовавших опросу. Полученные нами результаты приведены на рис. 2.

Структура фактов испытанного респондентами опьянения

Рис. 2. Структура фактов испытанного респондентами опьянения (за 7 дней, предшествующих опросу)

Из рис. 2 мы видим, что процент харьковчан различного возраста, испытавших алкогольное опьянение различной степени за неделю, предшествующую опросу, достаточно неоднороден, но обращает на себя особое внимание то, что наибольшее количество испытавших алкогольное опьянение мы видим среди наиболее молодых людей (как слабое алкогольное опьянение, так и опьянение средней силы и сильное алкогольное опьянение). Это говорит о наибольшей вовлечённости молодёжи г. Харькова, по сравнению с остальными возрастными группами, в употребление не только наркотиков, но и абсолютно легальных аддиктивных веществ, в числе которых алкоголь.

Качественной характеристикой аддиктивного поведения по отношению к алкоголю выступает мотивация его потребления. В анкету была включена модифицированная нами методика количественного изучения мотивации потребления алкоголя (МПА) В. Ю. Завьялова [1], которая оценивает алкогольную мотивацию по девяти шкалам, сгруппированным в три блока (социальные, психологические и патологические мотивы). Каждый блок содержит по три мотивационные шкалы. Эта методика была помещена нами во вторую часть анкеты, вопросы которой относились к настоящему времени, поэтому нами были получены данные о структуре МПА в группах респондентов в возрасте около 20, 30, 40, 50 и 60 лет. Полученные нами данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Структура мотивации потребления алкоголя респондентами различных возрастных групп

Мотивы 20 лет 30 лет 40 лет 50 лет 60 лет
Социальные мотивы
Традиционные 2,19 1,99 1,87 2,08 1,77
Субмиссивные 1,75 1,49 0,53 1,36 1,16
Псевдокультурные 0,99 0,82 0,7 0,63 0,46
Психологические мотивы
Гедонистические 1,1 0,65 0,58 0,51 0,46
Атарактические 1,03 0,79 0,74 0,64 0,57
Гиперактивации 0,62 0,3 0,28 0,27 0,28
Патологические мотивы
Похмельные 0,34 0,27 0,35 0,29 0,23
Аддиктивные 0,28 0,14 0,15 0,14 0,48
Самоповреждения 0,13 0,04 0,11 0,06 0,06

Таким образом мы видим, что в структуре алкогольной мотивации во всех группах безусловно доминируют социальные мотивы потребления алкоголя:

Психологическая, личностная мотивация потребления алкоголя, у всех групп выражена менее, чем социальная:

В целом, нами отмечена следующая закономерность — чем моложе респонденты, тем сильнее у них выражены психологические мотивы потребления алкоголя.

Патологическая мотивация потребления алкоголя имеет наименьшую выраженность у потребителей всех возрастных групп:

Дополнительно нами подсчитывалась сумма баллов по всем мотивационным шкалам — суммарное мотивационное напряжение. Этот показатель косвенно свидетельствует о генерализации в сознании людей потребности в алкоголе. Были отмечены наиболее высокие усреднённые показатели мотивационного напряжения в группе потребителей спиртного 20 лет (8,43) и наиболее низкие в группе потребителей 40 лет (5,31). В группе потребителей 30 лет этот показатель составил — 6,49; 50 лет — 5,98 и 60 лет — 5,46. Таким образом, можно утверждать, что алкогольная мотивация наиболее генерализована и сильнее выражена в сознании молодых харьковчан мужского пола в возрасте около 20 лет. Качественно это отражается повышенными значениями по шкалам социальной и, в особенности, психологической мотивации потребления алкоголя (стремление получить удовольствие и снять неприятные переживания).

Потребляемое респондентами количество алкоголя

Рис. 3. Потребляемое респондентами количество алкоголя (в стандартных дозах) за 7 дней, предшествующих опросу

На рис. 3 представлено общее количество потребляемого респондентами за предшествующую опросу неделю алкоголя. Кроме фактов сознания, включающих элементы индивидуальной оценки своего состояния и характера побудителей к аддиктивному поведению, нас ещё интересовали и факты поведения по отношению к спиртным напиткам. Для оценки количества и структуры потребляемого алкоголя мы включили в анкету метрические шкалы, позволяющие подсчитать выпитое количество алкоголя в стандартных дозах, составляющих для водки — 30 мл, крепленого и сухого вина — около 75 мл, для пива — 0,5 бутылки [2]. Поскольку вопросы о количестве спиртного, выпитого за последнюю неделю, относились к настоящему времени, то нами также были получены данные о потреблении алкоголя среди лиц в возрасте около 60, 50, 40, 30 и 20 лет соответственно. Мы видим, что среди харьковчан больше всего за неделю выпивают 20-летние потребители спиртного. За ними следуют потребители 40 лет, а затем 30, 50 и 60 лет. Но одно общее количество выпитого спиртного нам не даёт той картины, которую мы получаем, анализируя качественную структуру потребляемого алкоголя. В табл. 2 представлены данные о количестве и структуре потребляемого харьковчанами алкоголя.

Таблица 2

Структура потребляемого харьковчанами алкоголя в стандартных дозах (за неделю предшествующую опросу)

  60 лет 50 лет 40 лет 30 лет 20 лет
Пиво 0,718 1,083 1,6 2,077 3,684
Вино сухое 0,441 0,224 0,393 0,466 0,804
Вино крепленое 0,368 0,364 0,364 0,237 0,759
Водка 6,551 7,008 7,37 6,279 5,866

Теперь, из табл. 2 хорошо видно, что 20-летние потребители алкоголя за неделю выпивают наибольшее количество пива и вина, а по количеству выпитой водки лидируют 40-летние потребители спиртного. Видна и следующая закономерность — чем моложе потребители спиртного, тем большее количество пива они выпивают за неделю.

Литература

  1. Завьялов В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. — Новосибирск: Наука, 1988. — 198 с.
  2. Учебное пособие по наркологии для студентов медицинских институтов / Пер. с англ.; Под ред. В. Б. Поздняка. — Минск: Интертракт, 1997. — 100 с.

Адрес для переписки:
aserdyuk@mail.ru


© «Новости украинской психиатрии», 2001
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211